Доминанта

Квартира под офис

20 февр. 2017

Вопрос о правомерности использования квартиры под офис поднимался уже неоднократно, однако ввиду многогранности данного вопроса однозначного ответа так и не найдено.

В этой статье мы попытаемся рассмотреть данный вопрос с различной точки зрения и начнем, пожалуй, с правомерности использования квартиры под свою деятельность ее собственником - физическим лицом.

Долгие споры с участием самозанятых лиц (нотариусов, адвокатов и др.) и коммунальных служб фактически сформировали практику, из которой следует, что владелец квартиры может использовать её для своей деятельности, если такая деятельность не является производственной. Однако следует напомнить, что деятельность самозанятого лица не является предпринимательской (а является профессиональной) и совсем другой подход будет применяется к использованию жилья для целей предпринимательства.

Конечно, если вы как субъект предпринимательства  используете принадлежащую вам или арендованную квартиру как «back office» никто вам в этом помещать не сможет, однако следует отметить, что отнесение затрат по содержанию этого жилья к составу расходов налоговая скорее всего не признает.

В части заключения договора аренды квартиры для использования ее под офис действуют четкие ограничения. Так, положениями ст. 813 Гражданского кодекса Украины предусматривается, что сторонами в договоре найма жилья могут быть физические и юридические лица, однако при этом часть вторая данной статьи четко определяет, что если нанимателем является юридическое лицо, оно может использовать жилье только для проживания физического лица. Положениями подпункта 14.1.97 (ч.г), Налогового кодекса Украины, аренда жилых помещений - хозяйственная операция, которая предусматривает предоставление собственником жилого дома или квартиры в пользование арендатора на определенный срок для целевого использования и за арендную плату. Таким образом, законодатель сразу ограничивает возможность нецелевого использования жилья. Данная норма так же подкрепляется ст. 8 Жилищного кодекса, которой предусмотрен запрет на перевод пригодных для проживания жилых домов и помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые.

То есть для того чтобы арендатор смог отнести аренду жилых помещений на расходы, связанные с хозяйственной деятельностью, нужно чтобы жилое помещение использовалось по назначению. Многочисленные разъяснения налоговой четко отражают ее позицию: для отнесения аренды под офис на валовые расходы жилой фонд должен быть переведен в нежилой.

В этом вопросе позиция налоговой согласовывается с мнением большинства иных государственных органов (письмо НКРЭ, № 6083/14 / 17-08 от 03.10.2008г. и письмо Госкомпредпринимательства № 3841 от 08.06.2004г.).

Следует сказать, что согласно ст. 204 Гражданского кодекса, сделка считается правомерной, если ее недействительность прямо не установлена законом или если она не признана судом недействительной. Договор аренды квартиры для целей его использования как нежилого помещения не является ничтожной, однако может быть оспорена и  признана судом недействительной.

Фискалы редко «утруждают» себя исками о признании недействительными договоров, ограничиваясь просто снятием с расходов суммы затрат по ним, однако  исключать такую возможность все же не следует.

Административные суды, как правило, принимают в данном вопросе сторону налоговой, поскольку нарушение законодательства в данном случае будет явным, но для  справедливости надо сказать, что имеются и позитивные решения в пользу налогоплательщиков (определение ВАСУ № К-34381/06 от 30.07.2009), однако они остаются в меньшинстве.

Подытоживая все вышесказанное можно рекомендовать по возможности  использовать для  предпринимательской деятельности  только нежилую недвижимость, но  если это все-таки  невозможно, то относить оплату по такому договору на расходы будет  нежелательным и может повлечь серьезные финансовые санкции со стороны налоговой при проверке.

 

Алексей Ющенко

руководитель корпоративной практики АО "АФ "ДОМИНАНТА"

 

Теги: офис, квартира

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Торговельна марка як внесок до статутного капіталу ТОВ

В сучасних реаліях динамічного розвитку ринку продажу товарів та надання послуг для того, що б завоювати місце під сонцем, компанія має представити унікальний продукт, який буде володіти високою розрізняльною здатністю. Сам бренд товару/послуги може складатись із комплексу об’єктів інтелектуальної власності, однак ключовим із них яких є саме торговельна марка (надалі – ТМ, знак для товарів та послуг), тобто його «ім’я».

Банкрутство фізичної особи: процедура, строки, вартість

З 21 жовтня 2019 року запрацює Кодекс України з процедур банкрутства, який на законодавчому рівні врегулював механізм банкрутства фізичних осіб – чи не єдине законне вирішення питань багатьох громадян, які потрапили в скрутне фінансове становище.

Умови, за яких фізична особа (в тому числі і фізична особа-підприємець) може ініціювати своє банкрутство, ми вже обговорювали в попередніх публікаціях. Наразі пропонуємо зосередитись саме на процедурі. 

Внесено зміни до Порядку подання фінансової звітності: малі підприємства зобов’язані звітувати щоквартально

Після внесення правок до ряду П(С)БО, Мінфін підкоригував Порядок подання фінансової звітності №419.

Основним нововведенням стало те, що малі підприємства тепер зобов’язані подавати не лише річну, а й квартальну фінансову звітність.

Зміни до порядку № 419 були внесені Постановою КМУ від 17.07.2019 р. №625, яка була опублікована, а отже, і набрала чинності 24.07.2019 р.