Доминанта

Ликвидация предприятия: как быть?

5 окт. 2016

В период 2015 – 16 годов в Украине прослеживается  тенденция к упрощению регистрации бизнеса. Законодателем в последнее время принято множество изменений направленных на упрощение процедуры и срока регистрации предприятия, но процедура ликвидации остается практически неизменной. Многие предприниматели, достигшие своей бизнес-цели или те, которые просто захотели выйти из бизнеса сталкиваются с проблемой прекращения деятельности предприятия, не знают с чего начать и какие шаги необходимо предпринять.

В данной статье мы рассмотрим алгоритм действий по прекращению (часто также используется термин «ликвидация») такой наиболее популярной организационно-правовой формы предприятия как общество с ограниченной с ответственностью.

         Итак, начинаем немного длительный и очень интересный путь ликвидации с принятия на общем собрании предприятия решения о прекращении, которое оформляется соответствующим протоколом. Также в протоколе помимо вышеуказанного:

-        определяем ликвидационную комиссию или ликвидатора с обязательным указанием их регистрационного номера плательщика налогов. Ликвидатором не обязательно должно быть лицо, состоящее в трудовых отношениях с предприятием;

-        указываем сроки ликвидации и срок предъявления кредиторами своих требований.  Обращаем внимание на то, что законодатель установил только минимальный срок предъявления кредиторами своих требований, который не может быть меньше 2-х месяцев. Срок ликвидации не может быть меньше срока заявления требований кредиторов, а вот максимальный срок ликвидации не ограничен и устанавливается предприятием самостоятельно;

-        устанавливаем круг полномочий ликвидатора и последовательность проведения ликвидационной процедуры.

С оформленным протоколом обращаемся к государственному регистратору, который на основании только одного протокола (иных документов не требуется) вносит в реестр запись о начале процедуры прекращения. Отсутствие необходимых сведений в протоколе о прекращении является основанием вначале для приостановления на 15 дней и дальнейшего отказа в проведении регистрационного действия. Так что протокол составляем тщательно и вносим в него все предусмотренные законодательством положения.

В дальнейшем регистратор самостоятельно публикует сведения о прекращении предприятия в Бюллетене государственной регистрации, который находится в общем электронном доступе. С момента публикации начинает свой отчет срок заявления кредиторами своих требований. Сведения о прекращении определенного предприятия в налоговую инспекцию, управление пенсионного фонда, а также в управление статистики отправляются автоматически. 

 Наиболее ответственным и сложным этапом является внеплановая проверка налоговой инспекцией. Как будет проходить проверка и ее окончательный результат предугадать сложно, поскольку у каждого предприятия своя уникальная ситуация и история уплаты обязательных платежей. Отметим, что без успешно пройденной налоговой проверки регистратор не внесет окончательную запись о прекращении предприятия.

Одновременно с проверкой налоговой инспекцией, проводится проверка пенсионным фондом, по окончании которой выдается соответствующая справка. Здесь стоит обратить внимание на то, что данная справка действует всего один месяц. Поэтому сначала рекомендуем завершить проверку в налоговой инспекции и только потом уже в пенсионном фонде.

По окончанию срока предъявления требований со стороны кредиторов, предприятием составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором указываются сведения о имеющемся имуществе, перечень заявленных требований кредиторов и результат их рассмотрения. В дальнейшем предприятие проводит расчёт с кредиторами, заявившими свои требования.

Стоит отметить, что требования кредитора, получившие отказ в удовлетворении и отказ по которым в суде не оспорен в течении месяца; требования, в удовлетворении которых по решению суда кредитору отказано; а также требования, не удовлетворенные ввиду отсутствия имущества ликвидируемого предприятия, – считаются погашенными.

Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (в том числе по налогам, сборам, единому взносу), передается участникам предприятия.

Что же делать с банковским счетами предприятия? После начала ликвидационной процедуры ликвидатором предприятия осуществляется закрытие всех банковских счетов за исключением одного, по которому будет осуществляться расчет с кредиторами. По завершению всех выплат, оставшийся счет также подлежит закрытию. Важным является то, что без справки о закрытии счета (счетов) налоговая инспекция не снимет ликвидируемое предприятие с учета.

Пройдя все проверки и проведя все расчёты с кредиторами, необходимо снова обратится к регистратору и предоставить ему:

- заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации;

- справку архивного учреждения о принятии документов, которые согласно закону подлежат досрочному хранению и сдаче в архив (в частности кадровые документы). Как видим, справку из налоговой регистратору предоставлять больше не нужно, но в случае наличия задолженности по уплате обязательных платежей и сборов  налоговые органы самостоятельно отправляют соответствующее уведомление, при наличии которого регистратор не проведёт регистрацию прекращения предприятия.

Получив вышеупомянутые документы, государственный регистратор вносит запись об исключении предприятия из единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных объединений. После чего юридическое лицо считается ликвидированным.

Как видим, прекратить деятельность предприятия не так просто, как провести его первичную регистрацию. Но вооружившись необходимой информацией и терпением, Вы превратите весь длительный путь ликвидации в приятную прогулку.

Игорь Козак 

юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: ликвидация, предприятие, процедура

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


ЗАБОРОНА НА ПРОВЕДЕННЯ РЕЄСТРАЦІЙНИХ ДІЙ І ОНЛАЙН-МОНІТОРИНГ БЕЗПЕКИ ВЛАСНОЇ НЕРУХОМОСТІ: КАБМІН ЗАТВЕРДИВ НОВІ ПОРЯДКИ.

13 травня 2020 року Кабінет Міністрів України видав Постанову № 399 «Про внесення змін до деяких постанов Кабінету Міністрів України у сфері державної реєстрації».

Нові правила гри в сфері оподаткування або життя після впровадження законопроекту 1210 (ч.2)

Зміни в частині податку на додану вартість (ПДВ)

  1. Додано нові штрафи за несвоєчасну реєстрацію податкових накладних (ПН) та розрахунків коригування (РК), які не формують податкових зобовязань з ПДВ:
  • за порушення граничних сроків реєстрації, передбачених п. 201.10 ПК, накладається штраф у розмірі 2% від об’єму поставки (тобто без врахування ПДВ), але не більше 1020 грн;
  • за відсутність реєстрації ПН та РК передбачений штраф у розмірі 5% від об’єму поставки (без врахування ПДВ), але не більше 3 400 грн.
Нові правила гри в сфері оподаткування або життя після впровадження законопроекту 1210 (ч.1)

Одіозний законопроект № 1210, який перетворився в Закон № 466-IX був прийнятий Верховною Радою України ще 16.01.20 р. і направлений на підпис президенту 11.02.2020 р. Відповідно до ст. 94 Конституції України, президент мав протягом п'ятнадцяти днів після отримання закону підписати його, або ж повернути для повторного розгляду із своїми вмотивованими пропозиціями.