Доминанта

Медиация как альтернативный способ урегулирования споров

14 июня 2016

На сегодняшний день подавляющее большинство споров в Украине разрешаются в судебном порядке. Однако мировая правовая практика выработала качественно иной способ урегулирования споров, именуемый медиацией.

Процедура медиации — относительно новое и малоизвестное явление в украинской правовой культуре, в то время как в западных странах применение медиации давно укоренилось в качестве альтернативного способа разрешения спора и успешно интегрировано в правовую систему ввиду эффективности ее применения.

Несмотря на позитивный опыт зарубежных стран, в Украине до сих пор не существует ни одного специального закона, который бы регулировал вопросы процедуры проведения медиации, что в некотором смысле отбрасывает нашу страну назад по уровню развития правовой культуры.

Однако, определенные сдвиги в этом направлении очевидны.

Так, на сегодняшний день существует несколько проектов Закона «О медиации», которые ставят перед собой задачу на законодательном уровне закрепить медиаторный способ урегулирования споров.

 

В чем же заключается сам процесс медиации?

Суть медиации сводится к тому, что медиатор, как нейтральное лицо, пользующееся уважением у сторон, помогает сторонам достичь соглашения, то есть обеспечить процесс переговоров и в результате найти некий компромисс, который позволил бы выиграть в споре обеим сторонам. Именно позитивное решение для обеих сторон является отличительной чертой медиации в сравнении с судебным урегулированием спора, где, как правило, всегда есть проигравшая сторона.

Согласно указанному проекту Закона, медиация может применяться в любых конфликтах (спорах), в том числе в гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных, административных, и даже,  с определенными ограничениями, в уголовных делах и делах об административных правонарушениях. 

Позитивный результат медиации закрепляется в договоре между конфликтующими сторонами, а в случае проведения медиации в рамках судебного разбирательства – в тексте мирового соглашения либо в соглашении о примирении.

Говоря о целесообразности законодательного закрепления такого альтернативного способа урегулирования споров, как медиации, в первую очередь стоит отметить значительно меньшие временные рамки урегулирования спора в отличие от судебного порядка, а также возможность разгрузить и без того загруженную судебную систему.

Позитивный опыт зарубежных стран показывает, что более 70% дел, в которых проводилась медиация – завершились заключением компромиссных договоров (соглашений о результатах медиации).

Но, как говориться, в любом решении есть свои минусы. К минусам медиации (в действующей редакции проекта закона), можно отнести невозможность принудительного (внесудебного) исполнения договора, заключенного по результатам рассмотрения медиации, что в итоге в любом случае приводит к тому, что сторона вынуждена инициировать судебное разбирательство.

Подводя итог, считаем, что внедрение медиации как альтернативного способа разрешения конфликтов на законодательном уровне, в целом однозначно позитивно скажется на процессе разрешения споров.

 

Булат Виталий

ведущий юрист АО "АФ "Доминанта"

Теги: спор, интерес, медиация

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Детальний аналіз останніх змін до ЦПК України

8 лютого 2020 року набрав чинності Закон України «Про внесення змін до Господарського процесуального кодексу України, Цивільного процесуального кодексу України, Кодексу адміністративного судочинства України щодо вдосконалення порядку розгляду судових справ» від 15 січня 2020 р. № 460-ІХ, відповідно до якого змінились, зокрема, правила цивільного судочинства.

БУДІВНИЦТВО ДЛЯ ВСІХ: МЕНШЕ БЮРОКРАТІЇ, БІЛЬШЕ ПРОЗОРОСТІ І ОБМЕЖЕННЯ ПОВНОВАЖЕНЬ ДАБІ

Кінець минулого року був надзвичайно активним в плані нормотворчості і приніс в новий рік цілу низку новел у законодавстві, які достатньо серйозно змінюють в тому числі і базові механізми функціонування сфери створення, розвитку і обігу нерухомості. Так, окрім, реформування досить широкого кола питань, щодо процесів реєстрації нерухомого майна, не обійшлося без змін в сфері капітального будівництва і так званого первинного ринку нерухомості.

Банківська таємниця не така вже й таємниця?

31 жовтня 2019 року Верховною Радою за ініціативою Презионання функцій держави або місцевого самоврядування, і покарання за набуття таких активів», який покликаний запровадити інститут визнання необґрунтованими активів осіб, уповноважених на виконання функцій держави або місцевого самоврядування, та стягнення таких активів у дохід держави в кращих традиціях світової практики по боротьбі з корупцією.

Цей закон набрав чинності 28 листопада 2019 року та вніс суттєві зміни у порядок роиття банківської таємниці.