Доминанта

Минимальная заработная плата - не безусловная гарантия. Правовая позиция Верховного Суда

21 февр. 2019

В судебной практике часто встречаются споры между работниками и работодателями, связанными с вопросами оплаты труда, в том числе в случаях выплаты заработной платы в размере, который ниже установленного законом минимума. В связи с этим как работодателям, так и работникам стоит понимать и учитывать следующие нюансы законодательства, регулирующего данный вопрос.

Согласно ст. 43 Конституции Украины, каждый имеет право на заработную плату не ниже размера, определенного законом. Данные положения Основного закона, установившие вроде бы незыблемое право на минимальный размер оплаты труда, нашли свою конкретизацию в нормах других законов. А эти нормы позволяют сделать вывод, что это право не такое уж и незыблемое, как может показаться на первый взгляд.

Итак, согласно ст.ст. 3, 3-1 Закона Украины «Об оплате труда», минимальная заработная плата - это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц, использующих труд наемных работников, при любой системе оплаты труда. Аналогичные положения содержатся и в ст. 95 Кодекса законов о труде Украины.

Согласно ст. 10 Закона Украины «Об оплате труда», размер минимальной заработной платы устанавливается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины не реже одного раза в год в законе о Государственном бюджете Украины.

Размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной заработной платы. Но при этом, в случае заключения трудового договора о работе на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда, минимальная заработная плата выплачивается пропорционально выполненной нормы труда.

Также, согласно ст. 21 Закона Украины «Об оплате труда», размер заработной платы может быть ниже установленного трудовым договором и минимального размера заработной платы в случае невыполнения норм выработки, изготовление продукции, оказавшейся браком, и по другим, предусмотренным действующим законодательством причинам, которые имели место по вине работника. Но при этом, согласно ст. 111 Кодекса законов о труде Украины, при невыполнении норм выработки не по вине работника, оплата производится за фактически выполненную работу. Заработная плата в этом случае не может быть ниже двух третей тарифной ставки установленного ему разряда (оклада).

Таким образом, законодатель позволяет в определенных случаях, но только прямо установленных законом, платить заработную плату в размере ниже минимального.

О том, что социальная гарантия в виде минимальной заработной платы не носит безусловного характера свидетельствует и практика Верховного Суда. Так, в постановлении от 11.02.2019г. по делу       № 736/675/17 (адрес ссылки на постановление в Едином государственном реестре судебных решений в сети Интернет http://reyestr.court.gov.ua/Review/79805774), Верховный Суд прямо указал, что  в любом случае размер минимальной заработной платы не является безусловной гарантией и требует от работника выполнения нормы труда. Сам же спор возник между частным сельскохозяйственным предприятием и его бывшей работницей и касался взыскания заработной платы за ноябрь 2004 года, которая по мнению истицы была выплачена в размере, меньшем установленного законом.

В процессе рассмотрения спора суд кассационной инстанции не принял во внимание даже доводы истицы о том, что работодатель не уведомил ее в предусмотренный законом срок о введении на предприятии новых норм труда и изменении существующих, а также то, что работодатель был лишен возможности представить первичную документацию (наряды и сведения с работы) по выполнению истицей норм выработки, копию коллективного договора, действующих на предприятии в тот период, поскольку срок хранения этих документов истек.

Учет вышеуказанной позиции возможно позволит минимизировать затраты из-за ненужных и изнурительных споров между недовольными работниками и их бывшими работодателями, что особенно актуально в спорах о нарушении законодательства об оплате труда, которые могут возникнуть совершенно неожиданно, ведь согласно ст. 233 Кодекса законов о труде Украины, работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся ему заработной платы без ограничения каким-либо сроком на обращение.

Беседков Александр                                                  

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).