Доминанта

Монопольное положение на рынке. Что это и как оно работает?

4 сент. 2018

Практика ведомственного регулирования субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное положение на рынке в мировых масштабах широко применяется и известна еще с начала прошлого века. Одним из самых громких антимонопольных кейсов является случай, когда Американская компания Standard Oil, принадлежавшая не безызвестному бизнесмену Джону Рокфеллеру, была признана монополистом на рынке и попала под действие антимонопольного законодательства США и как следствие была разделена на множество более мелких нефтяных компаний. Основной идеей антимонопольного контроля, как 100 с лишним лет назад, так и сейчас является предупреждение злоупотребления своим положением монополистами. Такое злоупотребление может заключаться в установке цен, которые не могли бы быть при условии конкурирования, создание препятствий для выхода на рынок других субъектов хозяйствования и т.д.

В Украине с обретением независимости также активно начало действовать антимонопольное регулирование.

В данной статье мы определим, что законодатель считает монопольным положением на рынке и какая ответственность предусмотрена за злоупотребление монополистом своим положением.

Для начала следует упомянуть, что само по себе монопольное положение не является нарушением законодательства. Противоправным считается непосредственно злоупотребление таким положением.

Единого понятия «монопольное положение» в Украинском законодательстве не существует, однако Закон Украины «О защите экономической конкуренции» (далее Закон) устанавливает критерии, согласно которым того или иного субъекта возможно отнести к монополисту. Итак, субъект хозяйствования считается монополистом если:

  • На рынке тех или иных товаров (услуг) у него нет конкурентов;
  • Субъект не претерпевает значительной конкуренции от других субъектов хозяйствования из-за определенных барьеров, которые заключаются в ограничении возможности закупок, в доступе к рынку или же наличие у доминирующего субъекта тех или иных льгот;

Также субъект признается монополистом в том случае, если его доля на определенном рынке превышает 35% и он не может доказать факт того, что он претерпевает значительную конкуренцию. Более того, даже если часть на рынке 35% или менее, но при этом в сравнении у конкурентов части намного меньше (к примеру 2,3,5%) - такое положение тоже может быть признано монопольным.

Следует также помнить, что даже при наличии на первый взгляд конкурирующих субъектов хозяйствования, им может быть присвоен статус монополистов. Это возможно если между ними нет конкуренции относительно некоторых товаров и услуг.

Если вникнуть в смысл слова «монополист», то напрашивается вывод, что моно – значит один, но буквальное толкование терминов не всегда приемлемо в контексте юриспруденции. Это относится к тому, что статус монополистов может быть присвоен нескольким субъектам (3 – если их совокупная доля рынка составляет 50%, 5 – если их совокупная доля рынка составляет 70%).

Как уже говорилось ранее, само по себе монопольное положение не может быть противоправным. Из сказанного вытекает закономерный вопрос, а что же будет считаться «злоупотреблением»?

Ответ на данный вопрос дает статья 13 Закона. В контексте упомянутой статьи указывается, что злоупотребление — это направленное действие или же бездействия субъектов, которые могут привести к недопуску, устранению или значительному ограничению конкуренции, также злоупотреблением считается ущемление интересов потребителей. Проще говоря – это действия, которые были бы невозможны в среде здоровой конкуренции.

К конкретным действиям «злоупотреблениям» законодатель в части 2 статьи 13 вышеупомянутого закона относит:

  1. Установление цен или же иных условий реализации и приобретения товара, которые были бы просто невозможными в условиях конкурентного рынка;
  2. Применение разных условий сбыта, реализации, цен к различным субъектам хозяйствования без весомых на то причин;
  3. Обременение контрагентов обязательствами, которые по-своему содержанию противоречат торговым и иным честным обычаям в предпринимательской деятельности;
  4. Преднамеренное сдерживание производства, технического прогресса или манипуляция рынками, которая может нанести ущерб хозяйствующим субъектам;
  5. Действия монополистов, которые ограничивают возможность конкуренции других субъектов на определенных рынках.

В соответствии с уже не раз упомянутым Законом, за подобные деяния Антимонопольный комитет Украины применяет санкции за злоупотребление монопольным положением в виде штрафа в размере 10% от годовой выручки за предыдущий год. При этом стоит помнить, что размер выручки субъекта хозяйствования может высчитываться Антимонопольным комитетом Украины на основе административной информации. К такой информации можно отнести сведения, предоставленные органами Государственной фискальной службы.

Помимо штрафа также может быть применена санкция в виде принудительного раздела субъекта хозяйствования (по аналогии, как это было в случае со Standard Oil в США). В законе существует оговорка, согласно которой не может быть принудительно разделено предприятие, если его производственный цикл тесно связан между его же структурными элементами.

Помимо санкций, которые имеет полномочия накладывать Антимонопольный комитет Украины за злоупотребление монопольным положением, субъект, которому такими действиями причинён ущерб может обратиться с иском к нарушителю-монополисту в соответствующий Хозяйственный суд. Ущерб, причиненный противоправным злоупотреблением, подлежит возмещению нарушителем в двойном размере.

    

 

 

   Федотов Максим                                                   

   помощник юриста в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: монополия на рынке, антимонопольное законодательство

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Отмена штрафов

Президент Украины Владимир Зеленский вызвал резонансное обсуждение со стороны общественности проведением инвентаризации указов, которые препятствовали развитию бизнеса.

Єдиний податок і ЗЕД…

Здавалося, що останнім часом кардинальних змін в регулюванні єдиного податку не сталось, пороте, досить часто на консультаціях з вуст клієнтів звучить інформація, що здійснення зовнішньоекономічної діяльності (ЗЕД) на спрощеній системі заборонено.  

В Одессе прокуратура возвращает себе функцию общего надзора, сама, как может.

В последние дни многие одесские предприниматели получили такие вот «письма счастья».