Доминанта

Мораторий на проведение проверок

29 сент. 2016

На протяжении последних нескольких лет в нашей стране значительно улучшились условия для оздоровления бизнеса вне зависимости от видов хозяйственной деятельности. Одним из основных благоприятствующих моментов является временное отсутствие проведения проверок контролирующими органами субъектов предпринимательской деятельности.

Требованиями законов Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» № 71-VIII установлено мораторий на проведение проверок контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины и Государственной финансовой инспекции Украины).

В соответствии с  Заключительными положениями Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» в 2015-2016 годах проверки предприятий и  физических лиц-предпринимателей с объёмом дохода до 20 миллионов гривен за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки, либо только с разрешения Кабинета Министров Украины, или согласно решению суда либо в соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса Украины.

В результате анализа обжалований решений контролирующих органов относительно проведения проверок юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, открывается реальная ситуация ввиду которой можно сделать вывод, что органы государственного контроля трактуют положения нормативно-правовых актов как мораторий на проведение проверок только для органов Государственной фискальной службы Украины и Государственной финансовой инспекции Украины. При этом с такими утверждениями судьи не согласны, по их мнению, в соответствии с положениями Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» под государственным контролем понимается деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных коллегиальных органов, органов местного самоуправления (далее – органы государственного контроля) в рамках полномочий, предусмотренных законом, по выявлению и предотвращению нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества, исходя из чего понятие - «контролирующий орган», указанный в Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28 декабря 2014 года необходимо рассматривать в контексте непосредственно Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». При принятии решений суды обращают особое внимание на основания  проведения проверок, а именно на наличие обязательного согласия Кабинета Министров Украины.

 На основании изложенных выше нормативно-правовых актов можно сделать вывод, что проверки не запрещены, а лишь ужесточен порядок их проведения контролирующими органами. В случае проведения контролирующими органами проверок без соблюдения положений указанных в настоящей статье субъект предпринимательской деятельности вправе не допустить к проведению проверки соответствующий контролирующий орган и вправе обжаловать в судебном порядке неправомерные решения и действия контролирующих органов. Субъекты предпринимательской деятельности имеют возможность ознакомится с планом проверок контролирующими органа на их  официальных сайтах.

 Алина Сиденко

юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

  

Теги: мораторий, проверка

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Закон № 1009: очікування та реальність

На жаль, проанонсований законопроект № 1009 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо вдосконалення окремих положень кримінального процесуального законодавства» (закон № 187- IX від 04.10.2019)  який був поданий Президентом до Верховної Ради як невідкладний, вже під час другого читання кардинально відрізнявся від першочергового законопроекту. Варто зазначити, що вступив він в силу 17.10.2019 року.

Накладення арешту на суму ліміту ПДВ – піратська форма тиску на бізнес.

«Мы не бандиты!

Мы благородные пираты!»

м/ф «Таємниця третьої планети»

 

Незважаючи на обіцянки влади, тиск і використання різних способів впливу на бізнес з боку правоохоронних органів продовжується.

Одним із таких способів впливу є накладення арешту на суму ліміту ПДВ у системі електронного адміністрування платника податку. Причому такий арешт останнім часом набуває масового характеру.

Зміни у сфері державної реєстрації нерухомості та корпоративних прав

Боротьба з рейдерством – один із основних меседжів нової влади. Так, початком практичних змін в даному напрямі має стати законопроект №1056-1 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності», за який у другому читанні ВР проголосувала 03.10.2019 року. На дату публікації даної статті закон готується на підпис.