Доминанта

Мораторий на проведение проверок

29 сент. 2016

На протяжении последних нескольких лет в нашей стране значительно улучшились условия для оздоровления бизнеса вне зависимости от видов хозяйственной деятельности. Одним из основных благоприятствующих моментов является временное отсутствие проведения проверок контролирующими органами субъектов предпринимательской деятельности.

Требованиями законов Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» № 71-VIII установлено мораторий на проведение проверок контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины и Государственной финансовой инспекции Украины).

В соответствии с  Заключительными положениями Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» в 2015-2016 годах проверки предприятий и  физических лиц-предпринимателей с объёмом дохода до 20 миллионов гривен за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки, либо только с разрешения Кабинета Министров Украины, или согласно решению суда либо в соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса Украины.

В результате анализа обжалований решений контролирующих органов относительно проведения проверок юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, открывается реальная ситуация ввиду которой можно сделать вывод, что органы государственного контроля трактуют положения нормативно-правовых актов как мораторий на проведение проверок только для органов Государственной фискальной службы Украины и Государственной финансовой инспекции Украины. При этом с такими утверждениями судьи не согласны, по их мнению, в соответствии с положениями Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» под государственным контролем понимается деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных коллегиальных органов, органов местного самоуправления (далее – органы государственного контроля) в рамках полномочий, предусмотренных законом, по выявлению и предотвращению нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества, исходя из чего понятие - «контролирующий орган», указанный в Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28 декабря 2014 года необходимо рассматривать в контексте непосредственно Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». При принятии решений суды обращают особое внимание на основания  проведения проверок, а именно на наличие обязательного согласия Кабинета Министров Украины.

 На основании изложенных выше нормативно-правовых актов можно сделать вывод, что проверки не запрещены, а лишь ужесточен порядок их проведения контролирующими органами. В случае проведения контролирующими органами проверок без соблюдения положений указанных в настоящей статье субъект предпринимательской деятельности вправе не допустить к проведению проверки соответствующий контролирующий орган и вправе обжаловать в судебном порядке неправомерные решения и действия контролирующих органов. Субъекты предпринимательской деятельности имеют возможность ознакомится с планом проверок контролирующими органа на их  официальных сайтах.

 Алина Сиденко

юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

  

Теги: мораторий, проверка

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Банкрутство фізичної особи: процедура, строки, вартість

З 21 жовтня 2019 року запрацює Кодекс України з процедур банкрутства, який на законодавчому рівні врегулював механізм банкрутства фізичних осіб – чи не єдине законне вирішення питань багатьох громадян, які потрапили в скрутне фінансове становище.

Умови, за яких фізична особа (в тому числі і фізична особа-підприємець) може ініціювати своє банкрутство, ми вже обговорювали в попередніх публікаціях. Наразі пропонуємо зосередитись саме на процедурі. 

Внесено зміни до Порядку подання фінансової звітності: малі підприємства зобов’язані звітувати щоквартально

Після внесення правок до ряду П(С)БО, Мінфін підкоригував Порядок подання фінансової звітності №419.

Основним нововведенням стало те, що малі підприємства тепер зобов’язані подавати не лише річну, а й квартальну фінансову звітність.

Зміни до порядку № 419 були внесені Постановою КМУ від 17.07.2019 р. №625, яка була опублікована, а отже, і набрала чинності 24.07.2019 р.

Чи може громадянин отримувати пенсію в Україні, якщо переїхав жити за кордон?

Право на отримання пенсії в Україні є конституційним правом громадянина України. Кожен громадянин України, включаючи пенсіонерів, має право на вибір свого місця проживання зі збереженням усіх конституційних прав.

На момент звернення до органів пенсійного фонду із заявою про призначення пенсії за віком особа має досягти необхідного віку та мати необхідний страховий стаж (визначається відповідно до ст. 26 ЗУ «Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування»).