Доминанта

Мораторий на проверки 2018

16 янв. 2018

Контрольно-надзорные мероприятия со стороны властных субъектов имеют прямое влияние на осуществление субъектами хозяйствования их деятельности. Подвергаясь постоянному давлению и контролю со стороны различных ведомственных структур, предприятиям и предпринимателям приходится осуществлять хозяйственную деятельность вдогонку законодательных изменений постоянно оглядываясь ничего ли они не нарушили, что мешает сконцентрироваться на конечном результате, целью которого является получение прибыли. 

ЗУ «О государственном бюджете на 2018 год» внесено ряд позитивных изменений, касающихся малого и среднего бизнеса.  Так ВРУ проголосовала за пролонгацию моратория на проведение проверок малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2018 года включительно. Под абсолютный запрет подпадают все плановые проверки контролирующих органов, что касается внеплановых, то есть ряд исключительных оснований для их проведения. Переходные положения закона о госбюджете дополнили исключительный перечень оснований для проведения проверок, на которые не распространяется мораторий:

1) по основанию, предусмотренному частью второй (по согласованию ЦОИВ, реализующего государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности (Государственная регуляторная служба, далее –ГРС);

2) по письменному заявлению субъекта хозяйствования в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;

3) по решению суда;

4) в случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования;

5) в случае наступления события, имеющего значительное негативное влияние в соответствии с критериями, утвержденными Кабмином на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей среды и обеспечение безопасности государства;

6) для проверки выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения предварительного мероприятия органом государственного надзора (контроля).

Законодательством также предусмотрена возможность внеплановой проверки по обращению физического лица о нарушении его прав, которое имеет достаточные обоснования и согласовано с ГРС. Процедура согласования предусматривает обращение физического лица в утвержденных ГРС форме и порядке. Контролирующий орган, которому поступило обращение направляет его копию ГРС, которая в течении 5 рабочих дней со дня поступления рассматривает и либо согласовывает проверку, либо мотивированно в ней отказывает.

В связи с продлением моратория перед Кабмином поставлена задача до 1 июля 2018 года разработать и утвердить концепцию и план мероприятий по реформированию системы государственного надзора (контроля) с целью внедрения риск-ориентированного подхода и проведение мероприятий в его рамках.

Ст. 4 ЗУ «О временных особенностях осуществления мер государственного надзора (контроля) в хозяйственной деятельности» четко предусмотрена обязанность ГРС до начала проведения контролирующими органами мероприятий государственного надзора (контроля) обнародовать на своем официальном сайте согласование на проведение таких мероприятий. Проведение внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) без обнародования согласования ГРС запрещается. Ранее в ст. 6 указанного закона был определен перечень контролирующих органов, которые не подпадали под действия моратория. На сегодняшний день статья изложена в новой редакции, предусматривающей нераспространение моратория на отношения, возникающие при проведении мероприятий надзора (контроля) органами, перечень которых устанавливается Кабмином. Сейчас такой перечень не утвержден, следствием чего является приостановление выдачи согласований со стороны ГРС на проведение проверок. Исходя из этого, сегодня формально действует мораторий на проведение проверок всеми контролирующими органами по письменному заявлению субъекта хозяйствования и по обоснованному обращению физического лица о нарушении его прав.

Узнать о плановых проверках органов надзора (контроля) относительно вашей деятельности вы можете на сайте ГРС (ссылка).

Несмотря на приостановление выдачи согласований со стороны ГРС, субъектам хозяйствования необходимо всегда быть на чеку, потому что незнание законодательства, в том числе своих законных прав могут послужить отличным основанием для их нарушения со стороны контролирующих органов, которые не всегда соблюдают установленный законом регламент и прежде всего стараются блюсти свои интересы.

 

 

 

Ольга Койчева

юрист АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: мораторий на проверки, проведение проверок

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Зміни у сфері державної реєстрації нерухомості та корпоративних прав

Боротьба з рейдерством – один із основних меседжів нової влади. Так, початком практичних змін в даному напрямі має стати законопроект №1056-1 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності», за який у другому читанні ВР проголосувала 03.10.2019 року. На дату публікації даної статті закон готується на підпис.

«Краще — ворог доброго» або трошки про «1210».

Ми продовжуємо розглядати законопроекти нової влади і на черзі один з найбільш одіозних документів – законопроект № 1210 під гарною назвою «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві».

Щоправда, той поспіх, з яким Верховна Рада приймає закони, навряд чи дозволить усунути неузгодженості, а, скоріше за все, може їх тільки додати.

Про зміни, яких зазнає сфера фінансових послуг з набранням чинності новим законом

20 вересня 2019 року прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту прав споживачів фінансових послуг» (Проект №1085-1), далі за текстом – Закон.

Нагадаємо, що в 2015 році майже аналогічний законопроект (Проект №2456-д) вже подавався на  розгляд Верховної Ради, був підготовлений до другого читання в 2017 році але так і залишився неприйнятим.

Ні для кого не буде новиною, що громадяни України мають досить невисокий рівень фінансової грамотності.