Доминанта

Мораторий на проверки 2018

16 янв. 2018

Контрольно-надзорные мероприятия со стороны властных субъектов имеют прямое влияние на осуществление субъектами хозяйствования их деятельности. Подвергаясь постоянному давлению и контролю со стороны различных ведомственных структур, предприятиям и предпринимателям приходится осуществлять хозяйственную деятельность вдогонку законодательных изменений постоянно оглядываясь ничего ли они не нарушили, что мешает сконцентрироваться на конечном результате, целью которого является получение прибыли. 

ЗУ «О государственном бюджете на 2018 год» внесено ряд позитивных изменений, касающихся малого и среднего бизнеса.  Так ВРУ проголосовала за пролонгацию моратория на проведение проверок малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2018 года включительно. Под абсолютный запрет подпадают все плановые проверки контролирующих органов, что касается внеплановых, то есть ряд исключительных оснований для их проведения. Переходные положения закона о госбюджете дополнили исключительный перечень оснований для проведения проверок, на которые не распространяется мораторий:

1) по основанию, предусмотренному частью второй (по согласованию ЦОИВ, реализующего государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности (Государственная регуляторная служба, далее –ГРС);

2) по письменному заявлению субъекта хозяйствования в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;

3) по решению суда;

4) в случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования;

5) в случае наступления события, имеющего значительное негативное влияние в соответствии с критериями, утвержденными Кабмином на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей среды и обеспечение безопасности государства;

6) для проверки выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения предварительного мероприятия органом государственного надзора (контроля).

Законодательством также предусмотрена возможность внеплановой проверки по обращению физического лица о нарушении его прав, которое имеет достаточные обоснования и согласовано с ГРС. Процедура согласования предусматривает обращение физического лица в утвержденных ГРС форме и порядке. Контролирующий орган, которому поступило обращение направляет его копию ГРС, которая в течении 5 рабочих дней со дня поступления рассматривает и либо согласовывает проверку, либо мотивированно в ней отказывает.

В связи с продлением моратория перед Кабмином поставлена задача до 1 июля 2018 года разработать и утвердить концепцию и план мероприятий по реформированию системы государственного надзора (контроля) с целью внедрения риск-ориентированного подхода и проведение мероприятий в его рамках.

Ст. 4 ЗУ «О временных особенностях осуществления мер государственного надзора (контроля) в хозяйственной деятельности» четко предусмотрена обязанность ГРС до начала проведения контролирующими органами мероприятий государственного надзора (контроля) обнародовать на своем официальном сайте согласование на проведение таких мероприятий. Проведение внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) без обнародования согласования ГРС запрещается. Ранее в ст. 6 указанного закона был определен перечень контролирующих органов, которые не подпадали под действия моратория. На сегодняшний день статья изложена в новой редакции, предусматривающей нераспространение моратория на отношения, возникающие при проведении мероприятий надзора (контроля) органами, перечень которых устанавливается Кабмином. Сейчас такой перечень не утвержден, следствием чего является приостановление выдачи согласований со стороны ГРС на проведение проверок. Исходя из этого, сегодня формально действует мораторий на проведение проверок всеми контролирующими органами по письменному заявлению субъекта хозяйствования и по обоснованному обращению физического лица о нарушении его прав.

Узнать о плановых проверках органов надзора (контроля) относительно вашей деятельности вы можете на сайте ГРС (ссылка).

Несмотря на приостановление выдачи согласований со стороны ГРС, субъектам хозяйствования необходимо всегда быть на чеку, потому что незнание законодательства, в том числе своих законных прав могут послужить отличным основанием для их нарушения со стороны контролирующих органов, которые не всегда соблюдают установленный законом регламент и прежде всего стараются блюсти свои интересы.

 

 

 

Ольга Койчева

юрист АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: мораторий на проверки, проведение проверок

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Банкрутство фізичної особи: процедура, строки, вартість

З 21 жовтня 2019 року запрацює Кодекс України з процедур банкрутства, який на законодавчому рівні врегулював механізм банкрутства фізичних осіб – чи не єдине законне вирішення питань багатьох громадян, які потрапили в скрутне фінансове становище.

Умови, за яких фізична особа (в тому числі і фізична особа-підприємець) може ініціювати своє банкрутство, ми вже обговорювали в попередніх публікаціях. Наразі пропонуємо зосередитись саме на процедурі. 

Внесено зміни до Порядку подання фінансової звітності: малі підприємства зобов’язані звітувати щоквартально

Після внесення правок до ряду П(С)БО, Мінфін підкоригував Порядок подання фінансової звітності №419.

Основним нововведенням стало те, що малі підприємства тепер зобов’язані подавати не лише річну, а й квартальну фінансову звітність.

Зміни до порядку № 419 були внесені Постановою КМУ від 17.07.2019 р. №625, яка була опублікована, а отже, і набрала чинності 24.07.2019 р.

Чи може громадянин отримувати пенсію в Україні, якщо переїхав жити за кордон?

Право на отримання пенсії в Україні є конституційним правом громадянина України. Кожен громадянин України, включаючи пенсіонерів, має право на вибір свого місця проживання зі збереженням усіх конституційних прав.

На момент звернення до органів пенсійного фонду із заявою про призначення пенсії за віком особа має досягти необхідного віку та мати необхідний страховий стаж (визначається відповідно до ст. 26 ЗУ «Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування»).