Доминанта

Начисляется ли НДС при возмещении (компенсации) коммунальных услуг арендодателю?

12 окт. 2016

Вопрос оплаты коммунальных услуг при аренде недвижимости чаще всего решается двумя способами:

  1. Арендатор самостоятельно заключает договоры с поставщиками коммунальных услуг (эксплуатационными организациями) и оплачивает их.
  2. Арендатор на основании отдельного договора или в соответствии с условиями договора аренды возмещает (компенсирует) арендодателю денежные средства, которые были потрачены арендодателем на обеспечение арендуемого имущества коммунальными услугами.

При использовании второго способа у многих наших клиентов возникает вопрос о том, включается ли стоимость такой компенсации в состав арендной платы и является ли она базой для начисления НДС. Статья 188.1. Налогового кодекса Украины устанавливает, что в состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых плательщику налога непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг. Также эта статья отдельно устанавливает, что только для бюджетных организаций-арендодателей суммы возмещения не включаются в базу налогообложения НДС. В связи с этим органы фискальной службы придерживались позиции, что оплата за коммунальные услуги, которая была компенсирована (возмещена) арендодателю-небюджетнику по договору аренды, является базой  для начисления НДС. Эту же позицию поддерживали и суды, к примеру, хозяйственный суд Львовской области, в своем решении трактовал нормы Налогового кодекса именно так. Ознакомиться с решением можно здесь. 

Государственная фискальная служба Украины в своем письме от 19 апреля 2016 года №8815/6/99-99-19-03-02-15 сообщила, что операция по получению арендатором от арендодателя компенсации расходов за потребленные арендатором коммунальные услуги и электроэнергию не является объектом налогообложения НДС, поскольку арендодатель не осуществляет операций по поставке арендатору коммунальных услуг и электроэнергии, стоимость потребленных арендаторами коммунальных услуг и электроэнергии возмещается арендатору отдельно и не включается арендатором в состав арендной платы. Суммы таких средств оплачиваются арендатором в виде возмещения арендодателю стоимости потребленных коммунальных услуг и электроэнергии и не включаются арендодателем в базу обложения НДС. В соответствии с этим письмом налоговые обязательства по НДС на такие операции не начисляются.

Однако более свежее письмо ГФС Украины от 4 августа 2016 года  № 26595/7/99-99-15-03-02-17 «Про НДС» снова подтвердила, что если арендодателем является небюджетное учреждение, то средства, получаемые от арендатора в качестве возмещения (компенсации) любых расходов, предусмотренных договором аренды, включаются арендодателем в базу налогообложения и облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, поскольку они являются составной частью операций по поставке услуг при предоставлении в аренду недвижимого имущества. В случае если между арендодателем и арендатором заключены отдельные договоры о предоставлении арендатором компенсации расходов, не включаемых арендодателем в состав арендной платы, которые подлежат отдельной оплате (возмещению, компенсации), в том числе за потребленные арендатором коммунальные услуги и энергоносители, то суммы средств, уплаченных (возмещенных, компенсированных) по таким договорам, не включаются арендодателем в базу налогообложения за услуги по аренде имущества, поскольку являются отдельными самостоятельными операциями по снабжению соответствующих товаров (подпункт 14.1.191 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса электрическая и тепловая энергия, газ, пар, вода, воздух, охлажденный или кондиционированный, отнесенные к категории) или услуг рассматриваются как отдельный объект налогообложения.

Наталия Кроник 

заместитель руководителя корпоративной практики,

юрист АО "АФ "Доминанта"

Теги: аренда, коммунальные услуги

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.