Доминанта

Налог на "роскошные" автомобили: практические аспекты

20 сент. 2016

Уже широкую огласку  приобрело решение Высшего административного суда Украины, которым  нашумевший  транспортный налог на «роскошные» автомобили был признал якобы незаконным. Тем не менее, согласно данному постановлению, владелец транспортного средства добился отмены налогового уведомления-решения за 2015 год на сумму 18 750 грн., в следствие нарушения фискальными органами при начислении налогового долга требований НКУ исключительно касательно порядка установления местных налогов, а не из-за неконституционности данного вида обязательных платежей.

Следует отметить, что нижестоящие суды и до этого принимали решения в пользу истцов, тем самым признавая незаконным начисления данного налога за 2015 год.  Обосновывали они свою позицию тем, что сам транспортный налог, как вид местного, был учрежден ЗУ от 28 декабря 2014 года, а согласно требованиям НК, местные советы обязаны установить местный налог соответствующим решением и обнародовать до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется начать применение такого платежа.  А так как решения местных советов принимались уже в 2015 году, начисления такого налога за этот же бюджетный период неправомерно.

Кроме того, если в прошлом году исков об отмене начисления такого налога было сравнительно небольшое количество, то с принятием вышеуказанного Постановления их число существенно увеличится. Это предположение подтверждается также тем фактом, что оспорить начисление такого транспортного налога может каждый налогоплательщик, получивший уведомление-решение (далее – НУР). Такое право существует и у тех, кто уже оплатил заявленную фискалами денежную сумму, ведь п.3.ст.43 НКУ предусматривает срок на письменное заявление о возврате денежных средств в три года с момента «ошибочной» оплаты. В случае отказа от возврата денег, налогоплательщик может обратится в суд.

Для определения тех, кто все же будет обязан платит транспортный налог, либо осознания того факта, что Вы уже потратили круглую сумму необоснованно, проанализируем условия его применения.

Транспортный налог на территории г. Одессы установлен как местный налог, денежные средства от которого зачисляются в бюджет города (решение Одесского горсовета № 6257-VI с изменениями от 03.02.2016 г.) 

Плательщики: физические и юридические лица (в том числе нерезиденты), которые имеют зарегистрированные в Украине собственные легковые автомобили.

Объект и база налогообложения: легковые автомобили, не старше 5 лет (включительно) и среднерыночная стоимость которых составляет более 750 размеров минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного периода  (на 2016 год эта сумма составляет 1 033 500 грн.)

  

  

ВАЖНО: стоимость автомобиля определяется по методике, утверждённой КМУ, исходя их: из марки, модели, года выпуска, типа двигателя, объема двигателя, типа коробки переключения передач, пробега легкового автомобиля.

Самостоятельно проверить такую стоимость транспортного средства  Вы можете на официальном сайте Минэкономики по ссылке: http://www.me.gov.ua/Vehicles/CalculatePrice?lang=uk-UA

Кроме того, обращайте внимание на то, автомобиль с каждым годом «дешевеет». Возможно обязанность по уплате транспортного налога ляжет на Ваши плечи одноразово либо частично ( см. ниже).

Ставка налога: 25 000 грн. за каждый легковой автомобиль (если у Вас их несколько)

Налоговый период: 1 календарный год

Порядок исчисления и уплаты: исчисление суммы налога осуществляется контролирующим органом по месту регистрации плательщика, НУР об сумме уплаты присылаются (вручаются) до 1 июля отчетного периода.

ВАЖНО:

  • если Вы приобрели автомобиль (автомобили) в течение года – налог начисляется с месяца регистрации транспортного средства и в сумме, пропорциональной  количеству месяцев, которые остались до конца года. НУР Вам отправят после того, как контролирующий орган получит информацию о переходе права собственности.
  • бывший собственник автомобиля платит налог за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности.
  • в случае истечения 5-возраста автомобиля в течение отчетного года, налог уплачивается за период с 1 января этого года до начала месяца, следующего за месяцем, в котором возраст такого автомобиля достиг (достигнет) 5 лет.
  • начисление налога и направления (вручения) НУР об уплате налога физическим лицам - нерезидентам осуществляют контролирующие органы по месту регистрации их автомобилей.
  • в случае угона авто и подтверждения данного факта данными ЕРДР, налог не уплачивается с месяца, что следует за тем, в котором совершено преступление.

Сроки уплаты: физ.лица – 60 дней с момента получения НУР, юр.лица – ежеквартальные авансовые взносы  до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

 

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что перед тем как оплатить начисленный транспортный налог, следует проанализировать законность его начисления или соответствие его размера реальным фактам. Даже лишь ознакомившись с данной статьей, Вы уже сможете самостоятельно оценить основные положения полученного налогового уведомления-решения и предпринять решение по его оплате либо обжалованию. 

Анастасия Бабийчук

младший юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: транспортный налог, НУР

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Зміни у сфері державної реєстрації нерухомості та корпоративних прав

Боротьба з рейдерством – один із основних меседжів нової влади. Так, початком практичних змін в даному напрямі має стати законопроект №1056-1 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності», за який у другому читанні ВР проголосувала 03.10.2019 року. На дату публікації даної статті закон готується на підпис.

«Краще — ворог доброго» або трошки про «1210».

Ми продовжуємо розглядати законопроекти нової влади і на черзі один з найбільш одіозних документів – законопроект № 1210 під гарною назвою «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві».

Щоправда, той поспіх, з яким Верховна Рада приймає закони, навряд чи дозволить усунути неузгодженості, а, скоріше за все, може їх тільки додати.

Про зміни, яких зазнає сфера фінансових послуг з набранням чинності новим законом

20 вересня 2019 року прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту прав споживачів фінансових послуг» (Проект №1085-1), далі за текстом – Закон.

Нагадаємо, що в 2015 році майже аналогічний законопроект (Проект №2456-д) вже подавався на  розгляд Верховної Ради, був підготовлений до другого читання в 2017 році але так і залишився неприйнятим.

Ні для кого не буде новиною, що громадяни України мають досить невисокий рівень фінансової грамотності.