Доминанта

Налог на отдых

19 июля 2018

Последние время все больше наблюдается тенденция роста туристической привлекательности Одесского региона, а соответственно спрос стимулирует увеличение предложений в сфере гостиничного и туристического бизнеса. В этом контексте стоит обратить внимание на такой вид обязательных платежей как туристический сбор.

Статус туристического сбора как местного сбора, порядок и условия его взимания, установлены ст. 268 Налогового кодекса Украины. И хотя данная статья входит в раздел XII «Налог на имущество» однако непосредственного отношения к самому имуществу не имеет.

Так базой для исчисления данного сбора является стоимость всего периода проживания (ночевки). То есть по сути, стоимость услуг по размещению за вычетом налога на добавленную стоимость и без учета стоимости сопутствующих услуг таких как питание, бытовые услуги и тому подобные.

Ставка туристического сбора устанавливается местными советами в размере от 0,5 до 1 процента от стоимости проживания, а, следовательно, если местным советом не будет принято решение об установлении конкретного размера туристического сбора в данной местности, то обязанности по его уплате у субъектов  не будет.

Что касается туристического сбора, то необходимо отличать плательщиков – кто несет материальные затраты по его уплате от налоговых агентов – те, кто выполняет функцию по его удержанию, перечислению в государственный бюджет и несет ответственность за указанные действия.

Плательщиками сбора являются физические лица, которые прибывают на соответствующую территорию, где местным советом установлен такой сбор, и которые приобретают (потребляют) услуги по временному проживанию (ночевке) с обязательством покинуть место пребывания в определенный срок (назовем их туристами).

Не являются плательщиками такого сбора лица, которые:

а) постоянно проживают, в том числе на условиях договора найма, на данной территории;

б) прибыли в командировку;

в) инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);

г) ветераны войны;

г) участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

д) лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения, имеющие лицензию на медицинскую практику и аккредитацию центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения;*

е) дети в возрасте до 18 лет;

ё) детские лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения. (В данном пункте явно усматривается его несогласованность и путаница, поскольку статус таких заведений вообще не согласуется с субъектом получения таких услуг, они вероятнее всего, выполняли бы функции налогового агента. Скорее всего имелось в виду, что такие заведения не являются налоговыми агентами).

Удержание и перечисление в бюджет данного сбора возлагается на налоговых агентов – то есть тех субъектов предпринимательства, которые предоставляют услуги по размещению.

Положениями Налогового кодекса предоставлено право местным советам определять кто будет являться налоговым агентом. Ими могут быть:

а) администрации гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другие учреждения гостиничного типа, санаторно-курортные заведения;

б) квартирно-посреднические организации, которые направляют неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;

в) юридические лица или физические лица-предприниматели, уполномоченные сельским, поселковым, городским советом или советом объединенных территориальных общин, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий общин, производить сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Сама юридическая конструкция пункта 268.5.1. Налогового кодекса, по моему мнению, предусматривает, что местные советы должны определиться с составом агентов из перечисленного в нем списке, однако на практике это часто не соблюдается.

Для примера проанализируем несколько решений местных советов.

Первое решение – Южненского городского совета №1348 -VI от 14.01.2015г. из категории «как не надо делать». Советом установлена ставка в размере 1% от стоимости проживания в местах, определенных п.п. 268.5.1 Налогового кодекса. Однако, данный пункт не устанавливает мест, а содержит как раз перечень возможных налоговых агентов, а значит дословно читая нормы Налогового кодекса и этого решения можно говорить, что вообще перечень налоговых агентов не был определен, а значит спорным является вопрос о возможности привлечения соответствующих хозяйствующих субъектов к ответственности за такие нарушения.

Другой пример можно взять за «определенный образец» – это решение Вилковского городского совета №455 от 13.07.2017г. Однако и в данном примере всего лишь продублированы нормы Налогового кодекса и не раскрыт, например, вопрос заключения договора о взимании туристического сбора, а в решение Каролино-Бугазского СС №532 от 12.07.2016г. определены конкретные реабилитационные центры и базы отдыха, которые облагаются таким сбором, а соответственно другие субъекты могут осуществлять свою деятельность без удержания и уплаты такого сбора.

Порядок удержания и уплаты ТС

Налоговые агенты удерживают туристический сбор во время предоставления услуг, связанных с временным проживанием (ночевкой) и обязаны указывать его отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание.

Сумма сбора, полученная за отчетный (налоговый) квартал, уплачивается налоговым агентом ежеквартально, в определенный для квартального отчетного (налогового) периода срок, по местонахождению налоговых агентов.

Подразделения без статуса юридического лица, предоставляя услуги по временному проживанию (ночевке) не по месту регистрации материнского юридического лица, обязаны зарегистрироваться в качестве налогового агента туристического сбора в контролирующем органе по местонахождению подразделения.

Если с гостиницами и кемпингами все более или менее понятно, то вот для того, чтобы стать плательщиком туристического сбора согласно подпункту «в» п. 268.5.1. НКУ необходимо заключить с соответствующим советом договор на взимание туристического сбора.

Действующее законодательство предоставляет сторонам право на заключение договоров, однако для того чтобы такое право налогового органа корреспондировалось с обязанностью налогоплательщика необходимо, чтобы такая обязанность прямо была определен законодательством. Лично я не нашел четкой нормы, которая заставила бы налогоплательщика в обязательном порядке совершить такое действие, а значит, по моему мнению, в большинстве случаев субъект хозяйствования вообще имеет право отказаться от его заключения.

Как отмечалось, отчетный период по данным платежам равен календарному кварталу. Налоговые агенты должны ежеквартально представлять в орган государственной налоговой службы по месту регистрации декларацию по туристическому сбору. Такая декларация подается в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала по форме утвержденной Министерством финансов Украины.**  (Приказ от 09.07.2015 №636, с которым можно ознакомиться по ссылке.

Ответственность.

При условии, что на соответствующей территории местным советом установлен туристический сбор и хозяйствующий субъект четко попадает под определение налогового агента, то в случае когда он не удержал туристический сбор с плательщиков сбора к нему будет применен штраф в размерах, определенных п. 127.1 ст. 127 р. II НКУ. (25 процентов суммы налога, подлежащей начислению и / или уплате в бюджет, а те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, влекут наложение штрафа в размере 50 процентов суммы налога, подлежащей начислению и / или уплате в бюджет.)

Резюме:

Туристический сбор является важным источником пополнения местного бюджета, частично за его счет поддерживается и развивается инфраструктура, увеличиваются поступления средств в экономику данного региона.

Порядок начисления и уплаты туристического сбора не контролируется налоговой  так рьяно как другие обязательные платежи, однако при этом, субъекты хозяйствования, управляющие базами отдыха, мини отелями и т.п. должны осознавать его важность и четко понимать возможные риски привлечения их к ответственности за нарушение законодательства, связанного с его уплатой.

*Условия получения лицензии регулируются приказом Минздрава от 02.02.11 г.. № 49, а аккредитации учреждений здравоохранения – постановлением КМУ от 15.07.97 г.. № 765)

** Приказ Минфина от 09.07.2015 №636.

   

 

 

   Алексей Ющенко

   руководитель корпоративной практики, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: налог на отдых

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


В Одессе прокуратура возвращает себе функцию общего надзора, сама, как может.

В последние дни многие одесские предприниматели получили такие вот «письма счастья».

Захист авторських прав на похідний музичний твір

Проблема захисту авторських прав актуальна не тільки для України, але і для світового співтовариства.

Як будуть перевіряти працевлаштування інвалідів?

Нещодавно Кабінет Міністрів України своєю постановою  від 05 червня 2019 р.  № 466 змінив Порядок проведення перевірки підприємств, установ, організацій та фізичних осіб, які використовують найману працю.