Доминанта

НАЛОГОВЫЙ ЗАЛОГ (часть 2)

13 февр. 2019

Несмотря на то, что право налогового залога возникает автоматически, пункт 89.3 статьи 89 НК Украины устанавливает, что имущество, на которое распространяется право налогового залога, оформляется актом описи. Следовательно, по сути, такое право – это еще сам не налоговый залог и для того, чтоб он возник со всеми правами для контролирующего органа и обязательствами для налогоплательщика, должна состоятся опись имущества.

В соответствии со ст. 91 НК Украины в случае возникновения налогового долга руководителем (заместителем руководителя или уполномоченным лицом) контролирующего органа по месту регистрации предприятия в тот же день назначается налоговый управляющий, который в соответствии с Порядком № 529 утверждённым приказом Минфина от 25.05.2017 г. проводит опись имущества в налоговый залог.

В акт описи включается ликвидное имущество, которое возможно использовать в качестве источника погашения налогового долга. Опись имущества в налоговый залог осуществляется на основании решения руководителя органа государственной налоговой службы, которое предъявляется налогоплательщику, имеющему налоговый долг.

Акт описи имущества, на которое распространяется право налогового залога, составляется налоговым управляющим по утвержденной форме. При этом отказ налогоплательщика от подписания акта описи имущества, на которое распространяется право налогового залога, не освобождает такого налогоплательщика от распространения права налогового залога на описанное имущество. В таком случае описание осуществляется в присутствии не менее двух понятых.

Недопуск налогового управляющего для осуществления описи имущества такого налогоплательщика является основанием для обращения контролирующего органа в суд с требованием о приостановлении расходных операций на счетах налогоплательщика.

Именно после составления акта описи имущества налогоплательщик теряет право отчуждать такое имущество, однако сохраняет право пользования им до момента обращения взыскания на него.

Помимо обращения взыскания на описанное имущество, в случае если налоговому органу не удалось погасить задолженность путем взыскания средств, находящихся в собственности налогоплательщика, он имеет право определить источником погашения налогового долга дебиторскую задолженность, срок погашения которой наступил. То есть, по сути, он имеет право требовать от налогоплательщика перевода на него права требования такой дебиторской задолженности.

В случае если налоговым управляющим описано готовую продукцию, то должник имеет право отчуждать такое имущество без согласия контролирующего органа за средства по ценам, которые не являются меньшими чем обычные, и при условии, что средства от такого отчуждения будут направлены в полном объеме в счет выплаты заработной платы, ЕСВ и/или погашения налогового долга. Отчуждать иное имущество, находящееся в налоговом залоге, должник может только с согласия контролирующего органа, а в случае осуществления таких операций без предварительного согласия - несет ответственность в соответствии с законом.

Здесь речь может идти как о уголовной ответственности конкретных лиц, осуществивших отчуждение (в порядке ст. 388 Уголовного кодекса Украины), так и о применении штрафа в порядке ст.124 НК Украины к самому налогоплательщику в размере стоимости отчужденного имущества. Кроме того, если налогоплательщик нарушает правила отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге, контролирующий орган может применить к нему административный арест имущества в соответствии со статьей 94 НК Украины.

Следует заметить, что такая реализация постоянно мониторится налоговыми управляющими Офиса крупных плательщиков ДФС и в случае установления отчуждения описанного имущества без согласия контролирующего органа к предприятию согласно ст. 124 НК Украины применяется штраф в размере 100% суммы отчуждения.

Как и любое другое обременение имущества, налоговый залог должен быть зарегистрирован в порядке, определенном специальным Законом Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений». Именно по дате регистрации такого обременения устанавливается их приоритет.

Дальше наступает стадия продажи имущества для погашения налогового долга.

Сам порядок продажи имущества, находящегося в налоговом залоге, определен ст. 95 НК Украины.

Сначала контролирующий орган осуществляет взыскания средств, находящихся в его собственности, а в случае их недостаточности - продает имущество такого налогоплательщика, находящееся в налоговом залоге.

Взыскание средств со счетов налогоплательщика в банках, обслуживающих такого налогоплательщика, и со счетов налогоплательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость осуществляется по решению суда. А если сумы средств недостаточно для погашения всего долга - контролирующий орган обращается в суд о предоставлении разрешения на погашение всей суммы налогового долга за счет имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге.

Именно решение суда о предоставлении указанного разрешения является основанием для принятия контролирующим органом решения о погашении всей суммы налогового долга.

Продажа имущества налогоплательщика осуществляется на публичных торгах, а в части быстро портящегося имущества - через торговые организации на комиссионных условиях.

Исходя из имеющегося опыта реализации имущества неплатежеспособных субъектов хозяйствования, зачастую плательщику выгоднее самостоятельно осуществить погашение налогового долга, даже за счет продажи собственных активов, и не доводить до принудительного взыскания.

   Алексей Ющенко

   руководитель корпоративной практики, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 2 оценок.




Другие новости


Накладення арешту на суму ліміту ПДВ – піратська форма тиску на бізнес.

«Мы не бандиты!

Мы благородные пираты!»

м/ф «Таємниця третьої планети»

 

Незважаючи на обіцянки влади, тиск і використання різних способів впливу на бізнес з боку правоохоронних органів продовжується.

Одним із таких способів впливу є накладення арешту на суму ліміту ПДВ у системі електронного адміністрування платника податку. Причому такий арешт останнім часом набуває масового характеру.

Зміни у сфері державної реєстрації нерухомості та корпоративних прав

Боротьба з рейдерством – один із основних меседжів нової влади. Так, початком практичних змін в даному напрямі має стати законопроект №1056-1 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності», за який у другому читанні ВР проголосувала 03.10.2019 року. На дату публікації даної статті закон готується на підпис.

«Краще — ворог доброго» або трошки про «1210».

Ми продовжуємо розглядати законопроекти нової влади і на черзі один з найбільш одіозних документів – законопроект № 1210 під гарною назвою «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві».

Щоправда, той поспіх, з яким Верховна Рада приймає закони, навряд чи дозволить усунути неузгодженості, а, скоріше за все, може їх тільки додати.