Доминанта

НАЛОГОВЫЙ ЗАЛОГ (часть 2)

13 февр. 2019

Несмотря на то, что право налогового залога возникает автоматически, пункт 89.3 статьи 89 НК Украины устанавливает, что имущество, на которое распространяется право налогового залога, оформляется актом описи. Следовательно, по сути, такое право – это еще сам не налоговый залог и для того, чтоб он возник со всеми правами для контролирующего органа и обязательствами для налогоплательщика, должна состоятся опись имущества.

В соответствии со ст. 91 НК Украины в случае возникновения налогового долга руководителем (заместителем руководителя или уполномоченным лицом) контролирующего органа по месту регистрации предприятия в тот же день назначается налоговый управляющий, который в соответствии с Порядком № 529 утверждённым приказом Минфина от 25.05.2017 г. проводит опись имущества в налоговый залог.

В акт описи включается ликвидное имущество, которое возможно использовать в качестве источника погашения налогового долга. Опись имущества в налоговый залог осуществляется на основании решения руководителя органа государственной налоговой службы, которое предъявляется налогоплательщику, имеющему налоговый долг.

Акт описи имущества, на которое распространяется право налогового залога, составляется налоговым управляющим по утвержденной форме. При этом отказ налогоплательщика от подписания акта описи имущества, на которое распространяется право налогового залога, не освобождает такого налогоплательщика от распространения права налогового залога на описанное имущество. В таком случае описание осуществляется в присутствии не менее двух понятых.

Недопуск налогового управляющего для осуществления описи имущества такого налогоплательщика является основанием для обращения контролирующего органа в суд с требованием о приостановлении расходных операций на счетах налогоплательщика.

Именно после составления акта описи имущества налогоплательщик теряет право отчуждать такое имущество, однако сохраняет право пользования им до момента обращения взыскания на него.

Помимо обращения взыскания на описанное имущество, в случае если налоговому органу не удалось погасить задолженность путем взыскания средств, находящихся в собственности налогоплательщика, он имеет право определить источником погашения налогового долга дебиторскую задолженность, срок погашения которой наступил. То есть, по сути, он имеет право требовать от налогоплательщика перевода на него права требования такой дебиторской задолженности.

В случае если налоговым управляющим описано готовую продукцию, то должник имеет право отчуждать такое имущество без согласия контролирующего органа за средства по ценам, которые не являются меньшими чем обычные, и при условии, что средства от такого отчуждения будут направлены в полном объеме в счет выплаты заработной платы, ЕСВ и/или погашения налогового долга. Отчуждать иное имущество, находящееся в налоговом залоге, должник может только с согласия контролирующего органа, а в случае осуществления таких операций без предварительного согласия - несет ответственность в соответствии с законом.

Здесь речь может идти как о уголовной ответственности конкретных лиц, осуществивших отчуждение (в порядке ст. 388 Уголовного кодекса Украины), так и о применении штрафа в порядке ст.124 НК Украины к самому налогоплательщику в размере стоимости отчужденного имущества. Кроме того, если налогоплательщик нарушает правила отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге, контролирующий орган может применить к нему административный арест имущества в соответствии со статьей 94 НК Украины.

Следует заметить, что такая реализация постоянно мониторится налоговыми управляющими Офиса крупных плательщиков ДФС и в случае установления отчуждения описанного имущества без согласия контролирующего органа к предприятию согласно ст. 124 НК Украины применяется штраф в размере 100% суммы отчуждения.

Как и любое другое обременение имущества, налоговый залог должен быть зарегистрирован в порядке, определенном специальным Законом Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений». Именно по дате регистрации такого обременения устанавливается их приоритет.

Дальше наступает стадия продажи имущества для погашения налогового долга.

Сам порядок продажи имущества, находящегося в налоговом залоге, определен ст. 95 НК Украины.

Сначала контролирующий орган осуществляет взыскания средств, находящихся в его собственности, а в случае их недостаточности - продает имущество такого налогоплательщика, находящееся в налоговом залоге.

Взыскание средств со счетов налогоплательщика в банках, обслуживающих такого налогоплательщика, и со счетов налогоплательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость осуществляется по решению суда. А если сумы средств недостаточно для погашения всего долга - контролирующий орган обращается в суд о предоставлении разрешения на погашение всей суммы налогового долга за счет имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге.

Именно решение суда о предоставлении указанного разрешения является основанием для принятия контролирующим органом решения о погашении всей суммы налогового долга.

Продажа имущества налогоплательщика осуществляется на публичных торгах, а в части быстро портящегося имущества - через торговые организации на комиссионных условиях.

Исходя из имеющегося опыта реализации имущества неплатежеспособных субъектов хозяйствования, зачастую плательщику выгоднее самостоятельно осуществить погашение налогового долга, даже за счет продажи собственных активов, и не доводить до принудительного взыскания.

   Алексей Ющенко

   руководитель корпоративной практики, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 2 оценок.




Другие новости


Як будуть перевіряти працевлаштування інвалідів?

Нещодавно Кабінет Міністрів України своєю постановою  від 05 червня 2019 р.  № 466 змінив Порядок проведення перевірки підприємств, установ, організацій та фізичних осіб, які використовують найману працю.

Незаконное обогащение по-новому. Что предлагает законопроект Зеленского и почему Верховная Рада не спешит его рассматривать.

3 июня Президентом был внесён на рассмотрение Верховной Рады и определён как неотложный законопроект о незаконном обогащении № 10358.

Можливість визнання фізичної особи банкрутом як новела законодавства

Із прийняттям Кодексу України з процедур банкрутства в юридичній спільноті обговорюються актуальні питання і проблеми, пов’язані із цією сферою юридичної практики.