Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Нас выбирают, или мы выбираем? Несколько слов о праве пациента на выбор врача

15 сент. 2016

Каждый из нас хотя бы раз в жизни да обращался в медицинское учреждение за получением медицинской помощи. Однако, думаю, мало кто задумывался о том, что обращение в медицинское учреждение должно быть продиктовано, прежде всего, осознанным выбором врача, как специалиста, нежели обуславливаться трудовым распорядком и графиком рабочего дня медицинского работника.

Не будем говорить о практической значимости такого выбора, вместе с тем обратим внимание, что на сегодняшний день в Украине право пациента на выбор врача зафиксировано в нескольких нормативных актах.

Так, Гражданским Кодексом Украины каждому физическому лицу, которое достигло четырнадцати лет и обратилось за предоставлением ему медпомощи, гарантировано право на выбор врача и выбор методов лечения соответственно его рекомендациям.

Данное право дублируется и в Законе Украины «Основы законодательства Украины об охране здоровья», где сказано, что каждый пациент, который достиг четырнадцати лет и который обратился за предоставлением ему медпомощи, имеет право на свободный выбор врача, если последний может предложить свои услуги, и выбор методов лечения согласно его рекомендациям.

Как видим, с одной стороны, казалось бы, законодатель достаточно четко очертил абсолютное право пациента на выбор врача, зафиксировав его одновременно и в Гражданском Кодексе и в Законе, но с другой стороны, если обратить внимание на вновь принятые законы, ситуация уже не выглядит настолько однозначной.

Так, в 2011 году в рамках президентской программы реформирования системы охраны здоровья «Украина для людей. Здоровье людей — уверенное будущее» впервые в Украинском законодательстве был детализирован институт раздела уровней предоставления медицинской помощи, в результате чего право пациента на выбор врача было существенно сужено.

В рамках программы в порядке внесения изменений в Закон Украины «Основы законодательства Украины об охране здоровья» добавлены статьи, которые раскрывали суть и детализировали понятие первичной, вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.

Выбор врача первичной медицинской помощи.

Законом установлено, что лечащий врач по предоставлению первичной медицинской помощи выбирается пациентом в порядке, установленным центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны здоровья.

Такой порядок был утвержден приказом МОЗ Украины от 04.11.2011 года №756.

Так, согласно указанному порядку выбор/замена врача осуществляется пациентом 1 раз в году. Лицо, которое желает выбрать врача, обращается к нему для заполнения регистрационной формы пациента врача первичной (медико-санитарной) помощи. В случае смены постоянного места проживания пациент может реализовать право на выбор врача по новому месту проживания, предоставив талон об откреплении от предыдущего врача первичной медико-санитарной помощи. При этом соответствующее учреждение должно обеспечить свободный доступ пациентов к информации о врачах, необходимой для принятия решения о выборе врача. Как видно из указанного порядка, право на выбор врача существенно сужено, поскольку говорится о том, что выбор/замена врача пациентом возможен лишь один раз в году, при том, что в Законе, ровно, как и в Гражданском Кодексе ничего не говорится о кратности реализации такого права. Что же касается выбора врача вторичной и третичной медицинской помощи, то тут законодатель не стал мудрствовать, попросту отменив такое право пациента, вступив, тем самым в противоречие, как с положениями Гражданского Кодекса, так и самим Законом Украины «Основы законодательства Украины об охране здоровья». Так, согласно вновь внесенным изменениям, исключительное право на выбор врача вторичного и третичного уровня предоставлено руководителю учреждения, либо уполномоченному им на совершение подобных действий лицу. Таким образом, как видим, выглядевшее ранее, по крайней мере, на бумаге абсолютным право пациента на выбор врача на сегодняшний день уже не является таковым. Законодатель, в очередной раз, ведомый благой целью реформирования системы здравоохранения, пренебрег необходимостью тщательного анализа уже гарантированных прав и свобод человека, чем продолжил «добрую» традицию национального нормотворчества.

Булат Виталий

ведущий юрист АО "АФ "Доминанта"

Теги: медицинское право, пациент, врач

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Памятка для водителей. Основные права при остановке полицией

Несмотря на то, что прошла реформа органов Национальной полиции, на дорогах не редко бывают ситуации неправомерного поведения полицейских в отношении водителей. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать за случаями превышения своих служебных полномочий полицейскими. Это зачастую происходит из-за незнания своих прав и обязанностей как водителями, так и сотрудниками полиции.

Санкции санкциям рознь

Правовой институт специальных санкций за нарушения во внешнеэкономической деятельности давно известен украинскому законодательству – еще со времени принятия в 1991 году Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Изначально список санкций, предусмотренных ст. 37 данного Закона, был шире, однако из их числа со временем исключили антидемпинговые процедуры, урегулировав их применение отдельными законами, а наложение штрафа в качестве меры наказания не получило своего практического применения. Остались только два вида специальных санкций – индивидуальный режим лицензирования и временное прекращение внешнеэкономической деятельности на срок до 3 месяцев, с последующим переводом на индивидуальный режим лицензирования.

Высший антикоррупционный суд, коротко о главном

Коррупция в Украине представляет один из наиболее острых и болезненных вопросов. В мировом Индексе восприятия коррупции (СРІ) за 2016 год Украина получила 29 баллов из 100 возможных (где 100 - нет коррупции, 0 - сильная коррупция), при этом заняв 131 место из 176 стран. Согласно международной позиции экспертов именно отсутствие действенной судебной системы является одной из наиболее весомых преград на пути Украины в противодействии такому негативному явлению.