Доминанта

Незаконное обогащение по-новому. Что предлагает законопроект Зеленского и почему Верховная Рада не спешит его рассматривать.

7 июня 2019

3 июня Президентом был внесён на рассмотрение Верховной Рады и определён как неотложный законопроект о незаконном обогащении № 10358.

В нём Владимиром Зеленским предложен новый широкий подход к ответственности чиновников, включающий гражданскую конфискацию активов сомнительного происхождения. Проанализировав документ, мы выделили следующие ключевые нововведения:

  • повторное введение уголовной ответственности за незаконное обогащение. При этом ее порог установлен на очень высоком уровне – разница между задекларированными доходами чиновника и выявленным имуществом должна быть не менее 12 000 необлагаемых минимумов доходов граждан, что составляет свыше 11,5 млн. гривен в 2019 году;
  • санкция новой уголовной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет без градации по важности занимаемой должности. Министр и секретарь сельского совета будут нести одинаковую ответственность.
  • введение конфискации необоснованных активов в порядке гражданского искового судопроизводства. Достаточным основанием для иска будет разница между стоимостью активов и задекларированными доходами в 500 и более раз превышающая размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, что составляет 960 тыс. грн. в 2019 году.
  • важно, что иск о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства может быть предъявлен в отношении любого имущества, приобретенного в течение трех лет до дня вступления в силу закона. Таким образом, закон имеет обратную силу и наработанные ранее НАБУ материалы о незаконном обогащении, которые были заблокированы решением Конституционного суда, могут быть использованы в новых процессах по конфискации активов чиновников всех рангов.
  • правом обращения в суд с исками о конфискации будет наделено НАБУ по согласованию с САП, а рассмотрением исков займётся вновь созданный Высший антикоррупционный суд.
  • бремя доказывания правомерности приобретения активов, при рассмотрении иска об их истребовании, по закону будет возложено на самого чиновника или связанных с ним лиц.

Таким образом, если законопроект примут в нынешнем виде, антикоррупционные органы смогут конфисковывать «нелегальные» доходы, даже не открывая уголовное дело.

Гражданская конфискация допускается директивой ЕС 2014 года и применяется в Великобритании, США, Австралии, Канаде, Швейцарии и других странах. Однако в нашем случае решая одну проблему президентский законопроект создаёт другую. Согласно статье 58 Конституции Украины закон не может иметь обратной силы во времени, за исключением случаев смягчения или отмены ответственности лица. Поэтому предложенная Президентом концепция конфискации активов, приобретённых в прошлом, может быть снова признана неконституционной.

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Банкрутство фізичної особи: процедура, строки, вартість

З 21 жовтня 2019 року запрацює Кодекс України з процедур банкрутства, який на законодавчому рівні врегулював механізм банкрутства фізичних осіб – чи не єдине законне вирішення питань багатьох громадян, які потрапили в скрутне фінансове становище.

Умови, за яких фізична особа (в тому числі і фізична особа-підприємець) може ініціювати своє банкрутство, ми вже обговорювали в попередніх публікаціях. Наразі пропонуємо зосередитись саме на процедурі. 

Внесено зміни до Порядку подання фінансової звітності: малі підприємства зобов’язані звітувати щоквартально

Після внесення правок до ряду П(С)БО, Мінфін підкоригував Порядок подання фінансової звітності №419.

Основним нововведенням стало те, що малі підприємства тепер зобов’язані подавати не лише річну, а й квартальну фінансову звітність.

Зміни до порядку № 419 були внесені Постановою КМУ від 17.07.2019 р. №625, яка була опублікована, а отже, і набрала чинності 24.07.2019 р.

Чи може громадянин отримувати пенсію в Україні, якщо переїхав жити за кордон?

Право на отримання пенсії в Україні є конституційним правом громадянина України. Кожен громадянин України, включаючи пенсіонерів, має право на вибір свого місця проживання зі збереженням усіх конституційних прав.

На момент звернення до органів пенсійного фонду із заявою про призначення пенсії за віком особа має досягти необхідного віку та мати необхідний страховий стаж (визначається відповідно до ст. 26 ЗУ «Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування»).