Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Новая мера процессуального принуждения

14 марта 2017

Внесение изменений в процессуальное законодательство является неотъемлемой составляющей на пути к проведению системной глубокой судебной реформы.

Совсем недавно Советом по вопросам судебной реформы при Президенте Украины разработаны новые проекты процессуальных кодексов, в том числе и проект Гражданского процессуального кодекса.

Одним из позитивных изменений является расширение мер процессуального воздействия в контексте принуждения к добросовестному исполнению процессуальных обязательств и прекращения злоупотребления правами.

Действующий гражданский процессуальный кодекс предусматривает четыре меры процессуального принуждения: предупреждение, удаление из зала судебного заседания, временное изъятие доказательств для их исследования, привод.

Новым проектом предусматривается введение еще одной меры – штрафа, который может быть применен судом путем постановления определения о взыскании в доход Государственного бюджета Украины в размере от 0,5 до пяти размеров прожиточного минимума для трудоспособных граждан (от одного до десяти размеров в случае повторных или систематических нарушений, длительного неисполнения определения суда).

Основанием для взыскания судом штрафа может быть: неисполнение процессуальных обязательств; злоупотребление процессуальными правами; не уведомление суда о невозможности представить доказательства, истребованные судом; неисполнение определений суда; не предоставление копий отзыва, апелляционной или кассационной жалобы, ответа на отзыв, возражений; нарушение запрета на использование портативных, аудиотехнических приборов, проведение фото- и киносъёмки, видео-, звукозапись.

Определение суда о наложении штрафа может быт обжаловано в апелляционном порядке в суд вышестоящей инстанции, решение которого по результатам пересмотра является окончательным и не подлежит обжалованию.

Вместе с тем, помимо апелляционного обжалования, проектом предусмотрена возможность отмены определения тем судом, который взыскивал штраф, в случае если участник процесса исправил допущенное нарушение или предоставил доказательства уважительности причин неисполнения соответствующих требований суда.

Указанные нововведения, в случае их принятия, безусловно, окажут соответствующее влияние на поведение участников в процессе, которые под давлением возможных материальных лишений, должны будут более внимательно относиться к требованиям суда и не пренебрегать обязанностью добросовестного пользования своими процессуальными правами.

К слову сказать, институт судебных штрафов уже несколько лет действует в соседней Молдове и Российской Федерации, что позитивно сказалось на качестве гражданского судопроизводства, а значит, отечественному законодателю стоит обратить большее внимание на такой инструмент влияния и внедрить его в национальную правовую систему как можно скорее.

  

   Виталий Булат

   ведущий юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: гражданский процесс, штраф, бюджет

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Видеонаблюдение на рабочем месте

 На начальном этапе трудовых отношений и работодатель, и сотрудник рассчитывают на плодотворную работу и ответственное исполнение трудовых обязанностей. Но кто более уязвим в таких отношениях и какое место в данном процессе занимает видеонаблюдение – попробуем разобраться в нашей статье.

Есть ли ответственность за несоблюдение санкций?

Сразу извиняюсь за невольную тавтологию, но в данном случае речь идет о разных видах ответственности. Более подробно см. в статье (https://dominanta.od.ua/news/sankcii_sankcijam_rozn_ «Санкции санкциям рознь»), в которой освещены тема санкций, вводимых Украиной в сфере защиты национальной безопасности, и их влияние на украинский бизнес в связи с тем, что число субъектов под санкциями постоянно возрастает. По последним данным в этом списке уже 1759 физических и 786 юридических лиц (http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/n0007525-18). Таким образом, с последствиями применения санкций сталкивается широкий круг лиц в Украине, которые тем или иным образом взаимодействуют с субъектами, находящимися под санкциями.