Доминанта

Новая мера процессуального принуждения

14 марта 2017

Внесение изменений в процессуальное законодательство является неотъемлемой составляющей на пути к проведению системной глубокой судебной реформы.

Совсем недавно Советом по вопросам судебной реформы при Президенте Украины разработаны новые проекты процессуальных кодексов, в том числе и проект Гражданского процессуального кодекса.

Одним из позитивных изменений является расширение мер процессуального воздействия в контексте принуждения к добросовестному исполнению процессуальных обязательств и прекращения злоупотребления правами.

Действующий гражданский процессуальный кодекс предусматривает четыре меры процессуального принуждения: предупреждение, удаление из зала судебного заседания, временное изъятие доказательств для их исследования, привод.

Новым проектом предусматривается введение еще одной меры – штрафа, который может быть применен судом путем постановления определения о взыскании в доход Государственного бюджета Украины в размере от 0,5 до пяти размеров прожиточного минимума для трудоспособных граждан (от одного до десяти размеров в случае повторных или систематических нарушений, длительного неисполнения определения суда).

Основанием для взыскания судом штрафа может быть: неисполнение процессуальных обязательств; злоупотребление процессуальными правами; не уведомление суда о невозможности представить доказательства, истребованные судом; неисполнение определений суда; не предоставление копий отзыва, апелляционной или кассационной жалобы, ответа на отзыв, возражений; нарушение запрета на использование портативных, аудиотехнических приборов, проведение фото- и киносъёмки, видео-, звукозапись.

Определение суда о наложении штрафа может быт обжаловано в апелляционном порядке в суд вышестоящей инстанции, решение которого по результатам пересмотра является окончательным и не подлежит обжалованию.

Вместе с тем, помимо апелляционного обжалования, проектом предусмотрена возможность отмены определения тем судом, который взыскивал штраф, в случае если участник процесса исправил допущенное нарушение или предоставил доказательства уважительности причин неисполнения соответствующих требований суда.

Указанные нововведения, в случае их принятия, безусловно, окажут соответствующее влияние на поведение участников в процессе, которые под давлением возможных материальных лишений, должны будут более внимательно относиться к требованиям суда и не пренебрегать обязанностью добросовестного пользования своими процессуальными правами.

К слову сказать, институт судебных штрафов уже несколько лет действует в соседней Молдове и Российской Федерации, что позитивно сказалось на качестве гражданского судопроизводства, а значит, отечественному законодателю стоит обратить большее внимание на такой инструмент влияния и внедрить его в национальную правовую систему как можно скорее.

  

   Виталий Булат

   ведущий юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: гражданский процесс, штраф, бюджет

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Легализация теневых доходов - главное о новом законопроекте

Сама идея «нулевой» декларации не нова и активно обсуждается уже с 2015 года, но именно сейчас благодаря уникальной расстановке сил в парламенте законопроект № 1232 имеет все шансы быть принятым в самые сжаты сроки. Итак, какие теневые доходы смогут легализовать наши граждане и на каких условиях?

Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:

  • доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
  • доходов от преступной деятельности;
  • доходов, по которым налоговым органом было самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение

 

Перевірки Держпраці: версія 2.0. Що змінилося?

Кабінет Міністрів України своєю Постановою № 823 від 21 серпня 2019 р. «Деякі питання здійснення державного нагляду та контролю за додержанням законодавства про працю» (далі – Постанова № 823), затвердив новий порядок, за яким будуть здійснюватися перевірки додержання законодавства про працю.

Повноваження щодо проведення перевірок знову отримали не тільки інспектори самої Держпраці, але й інспектори праці органів самоврядування.