Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Новеллы в трансфертном ценообразовании Украины 2017

22 марта 2017

Для того чтобы разобраться, что появилось нового в регулировании трансфертного ценообразования Украины в 2017 году необходимо для начала понять, что же такое трансфертное ценообразование (далее по тексту – ТЦО).

Простыми словами трансфертное ценообразование – это деятельность по искажению цены сделки между аффилированными лицами с целью минимизации налогов. Принцип ТЦО основан на использовании различий в налоговых режимах разных стран по взаимному согласию контрагентов.

Большинство стран в законодательстве о ТЦО используют Рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), изложенные в руководстве ОЭСР по ТЦО для многонациональных корпораций и налоговых служб. 23 ноября 2016 года стало известно, что Украина направила ОЭСР письмо о присоединении к BEPS (Base Erosion and Profit Shifting - план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения).

Основным принципом при контроле ТЦО является принцип «вытянутой руки» - стандарт, согласно которому цены сделок между взаимозависимыми лицами должны отражать условия, имеющие место между независимыми контрагентами. Проводимые действия контролирующих органов можно обобщить как поиск ответов на следующие вопросы:

- Сможет ли фирма продать тот же товар другой фирме по той же цене?

 - Сможет ли фирма купить тот же товар у другой фирмы по той же цене?

*Слово «товар» в вышеуказанных примерах является заменяемым, например, на слово «услуга», «инвестирование», «роялти» и т.д. Также существуют  ситуации  когда цена операции признается соответствующей принципу вытянутой руки:

- если цены подлежат государственному регулированию;

-если имущество подлежит оценке;

- если проводились публичные торги (аукцион);

- если продажа актива производилась в принудительном порядке с целью удовлетворить требования кредитора.

Итак, какие же операции являются контролируемыми в понимании пункта 39.2 ст. 39 Налогового кодекса Украины:

  1. Хозяйственные операции, которые осуществляются со связанными хозяйственными лицами нерезидентами.
  2. Внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже и приобретению товаров и/или услуг через комиссионеров нерезидентов.
  3. Хозяйственные операции, которые осуществляются с нерезидентами, зарегистрированными в государствах,  где ставка налога на прибыль ниже на 5% и более, чем в Украине, а также в государствах, с которыми Украина не заключила международные договоры по обмену информацией, перечень таких государств устанавливается Кабмином. Со списком можно ознакомиться здесь
  4. Хозяйственные операции с нерезидентами, которые не платят налог на прибыль, в том числе и с доходов, полученных за пределами государства регистрации и/или не являющиеся налоговыми резидентами государств, в которых они зарегистрированы. На момент написания статьи список еще не утвержден Кабмином.

С 1 января 2017 года вступили новые изменения в НКУ Закон № 1797 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины про улучшение инвестиционного климата в Украине»:

Главное изменение — это повышение порога признания контролируемых операций. Для сведения, с 2015 года под контроль подпадали компании, годовой доход которых превышает 50 миллионов гривен. В 2017 году показатель повышен до 150 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов). Порог объема хозяйственных операций с одним контрагентом также увеличен — с 5 миллионов гривен до 10 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов).

Срок подачи отчетности о контролируемых операциях в 2017 году переносится с мая на октябрь.

А в Налоговый кодекс Украины вводится критерий независимости, в соответствии с которым для определения соответствия принципу вытянутой руки можно использовать информацию лишь тех субъектов, которые не владеют более 20% корпоративных прав других юридических лиц и не имеют акционера с долей владения более 20%. При этом ограничение распространяется даже на тех субъектов, чьи связанные лица работают в совершенно другой отрасли. Введены критерии сопоставимых компаний: одинаковый КВЭД, отсутствие убытков, отсутствие акционеров и/или дочерних компаний.

Главное, помните, что негативные финансовые последствия для Вас в случае нарушения требований к контролируемым операциям по ТЦО могут возникнуть в двух видах:

 первый, что органы фискальной службы насчитают прибыль, которую получил бы одни из контрагентов, если бы не скрыл реальную цену сделки;

 второй – применение штрафов, предусмотренных п. 120.3 НКУ. Они составляют:

- 300 минимальных заработных плат за непредоставление/несвоевременное представление отчета о контролируемых операциях, на сегодняшний день это - 960 000 гривен;

- 1 % суммы незадекларированных в отчете контролируемых операций (не более 300 минимальных заработных плат);

- 3 % от суммы контролируемой операции, по которым не предоставлена документация (не более 200 минимальных заработных плат).

Проверка контролируемых операций по ТЦО может быть проведена органами фискальной службы в течение 2555 дней, то есть в течение 7 лет. Грамотная предварительная подготовка своего собственного пакета документации, аргументирующего установленный уровень цен по контролируемым операциям, будет являться залогом того, что Вы сэкономите время и деньги.

  

  Наталия Кроник 

  заместитель руководителя корпоративной практики,

  ведущий юрист АО "АФ "Доминанта"

Теги: трансфертное ценообразование, изменения

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Введение военного положения, как обстоятельство непреодолимой силы. Порядок удостоверения ФОРС-МАЖОРА.

Согласно ст.14-1 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине», форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) является чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, объективно невозможное исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.) обязанностей согласно законодательных и других нормативных актов.

Об услуге по поставке тепловой энергии в новом Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах» (ч. 2)

Продолжая нашу предыдущую публикацию, рассмотрим теперь предоставленные новым Законом возможности в части расторжения договорных отношений в сфере теплоснабжения и связанного с этим отключения от систем централизованного отопления.

Отмена и обжалование временного ограничения физического лица в праве выезда за пределы Украины: процессуальные возможности защиты прав и законных интересов должника

Достаточно часто физические лица, а также руководители юридических лиц, которые выступают должниками в исполнительном производстве, сталкиваются с неприятной ситуацией, в которой их право на свободу передвижения, в частности на пересечение государственной границы и выезд с территории Украины, ограничивается на вполне законных основаниях путем применения к ним в установленном действующим законодательством Украины порядке временных ограничений в праве выезда за пределы Украины.