Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Новеллы в трансфертном ценообразовании Украины 2017

22 марта 2017

Для того чтобы разобраться, что появилось нового в регулировании трансфертного ценообразования Украины в 2017 году необходимо для начала понять, что же такое трансфертное ценообразование (далее по тексту – ТЦО).

Простыми словами трансфертное ценообразование – это деятельность по искажению цены сделки между аффилированными лицами с целью минимизации налогов. Принцип ТЦО основан на использовании различий в налоговых режимах разных стран по взаимному согласию контрагентов.

Большинство стран в законодательстве о ТЦО используют Рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), изложенные в руководстве ОЭСР по ТЦО для многонациональных корпораций и налоговых служб. 23 ноября 2016 года стало известно, что Украина направила ОЭСР письмо о присоединении к BEPS (Base Erosion and Profit Shifting - план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения).

Основным принципом при контроле ТЦО является принцип «вытянутой руки» - стандарт, согласно которому цены сделок между взаимозависимыми лицами должны отражать условия, имеющие место между независимыми контрагентами. Проводимые действия контролирующих органов можно обобщить как поиск ответов на следующие вопросы:

- Сможет ли фирма продать тот же товар другой фирме по той же цене?

 - Сможет ли фирма купить тот же товар у другой фирмы по той же цене?

*Слово «товар» в вышеуказанных примерах является заменяемым, например, на слово «услуга», «инвестирование», «роялти» и т.д. Также существуют  ситуации  когда цена операции признается соответствующей принципу вытянутой руки:

- если цены подлежат государственному регулированию;

-если имущество подлежит оценке;

- если проводились публичные торги (аукцион);

- если продажа актива производилась в принудительном порядке с целью удовлетворить требования кредитора.

Итак, какие же операции являются контролируемыми в понимании пункта 39.2 ст. 39 Налогового кодекса Украины:

  1. Хозяйственные операции, которые осуществляются со связанными хозяйственными лицами нерезидентами.
  2. Внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже и приобретению товаров и/или услуг через комиссионеров нерезидентов.
  3. Хозяйственные операции, которые осуществляются с нерезидентами, зарегистрированными в государствах,  где ставка налога на прибыль ниже на 5% и более, чем в Украине, а также в государствах, с которыми Украина не заключила международные договоры по обмену информацией, перечень таких государств устанавливается Кабмином. Со списком можно ознакомиться здесь
  4. Хозяйственные операции с нерезидентами, которые не платят налог на прибыль, в том числе и с доходов, полученных за пределами государства регистрации и/или не являющиеся налоговыми резидентами государств, в которых они зарегистрированы. На момент написания статьи список еще не утвержден Кабмином.

С 1 января 2017 года вступили новые изменения в НКУ Закон № 1797 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины про улучшение инвестиционного климата в Украине»:

Главное изменение — это повышение порога признания контролируемых операций. Для сведения, с 2015 года под контроль подпадали компании, годовой доход которых превышает 50 миллионов гривен. В 2017 году показатель повышен до 150 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов). Порог объема хозяйственных операций с одним контрагентом также увеличен — с 5 миллионов гривен до 10 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов).

Срок подачи отчетности о контролируемых операциях в 2017 году переносится с мая на октябрь.

А в Налоговый кодекс Украины вводится критерий независимости, в соответствии с которым для определения соответствия принципу вытянутой руки можно использовать информацию лишь тех субъектов, которые не владеют более 20% корпоративных прав других юридических лиц и не имеют акционера с долей владения более 20%. При этом ограничение распространяется даже на тех субъектов, чьи связанные лица работают в совершенно другой отрасли. Введены критерии сопоставимых компаний: одинаковый КВЭД, отсутствие убытков, отсутствие акционеров и/или дочерних компаний.

Главное, помните, что негативные финансовые последствия для Вас в случае нарушения требований к контролируемым операциям по ТЦО могут возникнуть в двух видах:

 первый, что органы фискальной службы насчитают прибыль, которую получил бы одни из контрагентов, если бы не скрыл реальную цену сделки;

 второй – применение штрафов, предусмотренных п. 120.3 НКУ. Они составляют:

- 300 минимальных заработных плат за непредоставление/несвоевременное представление отчета о контролируемых операциях, на сегодняшний день это - 960 000 гривен;

- 1 % суммы незадекларированных в отчете контролируемых операций (не более 300 минимальных заработных плат);

- 3 % от суммы контролируемой операции, по которым не предоставлена документация (не более 200 минимальных заработных плат).

Проверка контролируемых операций по ТЦО может быть проведена органами фискальной службы в течение 2555 дней, то есть в течение 7 лет. Грамотная предварительная подготовка своего собственного пакета документации, аргументирующего установленный уровень цен по контролируемым операциям, будет являться залогом того, что Вы сэкономите время и деньги.

  

  Наталия Кроник 

  заместитель руководителя корпоративной практики,

  ведущий юрист АО "АФ "Доминанта"

Теги: трансфертное ценообразование, изменения

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Договор аренды автомобиля: заверять или не заверять?

Большинство субъектов хозяйствования рано или поздно сталкивается с необходимостью использования транспортного средства. Часто арендовать его намного выгоднее, чем иметь собственный. Кроме того, некоторые работники согласны предоставлять свои личные автомобили для использования в предпринимательской деятельности работодателя. В данной статье мы рассмотрим вопрос оформления договора аренды авто.

Доступное жилье … по-украински

В Украине действует государственная программа под названием «доступное жилье», суть которой состоит в компенсации государством 30 % (в некоторых случаях для льготных категорий лиц 50%) стоимости приобретаемого жилья. Участие в программе ограничивается субъектным, финансовым критерием и граничной стоимостью одного квадратного метра жилья.

НАЛОГОВЫЙ ЗАЛОГ (часть 2)

Несмотря на то, что право налогового залога возникает автоматически, пункт 89.3 статьи 89 НК Украины устанавливает, что имущество, на которое распространяется право налогового залога, оформляется актом описи. Следовательно, по сути, такое право – это еще сам не налоговый залог и для того, чтоб он возник со всеми правами для контролирующего органа и обязательствами для налогоплательщика, должна состоятся опись имущества.