Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Новые правила растаможки авто

30 нояб. 2018

25 ноября 2018 года вступили в силу два новых закона, которыми были внесены изменения в Налоговый и Таможенный кодексы Украины в части урегулирования вопроса ввоза на территорию Украины транспортных средств, побывавших в эксплуатации.

Поскольку принятие законов всколыхнуло целую волну протестов владельцев авто на еврономерах, мы коротко проанализируем изменения для понимания, что же «улучшил» наш законодатель и чем так недовольны пользователи авто на иностранной регистрации.

Итак, законом № 2611-VIII внесены изменения в Налоговый кодекс Украины в части начисления акцизного налога для всех легковых автомобилей, ввозимых на территорию Украины.

Теперь ставка акцизного налога при их таможенном оформлении будет определятся по формуле:

Акциз = базовая ставка * (Коэффициент объема двигателя) * (Коэффициент возраста)

Базовая ставка определяется в зависимости от объёма двигателя:

Бензин

Объем до 3000 куб.см

Объем свыше 3000 куб.см

50,00 евро

100,00 евро

Дизтопливо

Объем до 3500 куб.см

Объем свыше 3500 куб.см

75,00 евро

150,00 евро

 

Коэффициент возраста определяется как количество полных календарных лет уменьшенный на один год, но не более чем значением 15. Таким образом, максимальное значение данного коэффициента будет применятся для автомобилей возрастом от 16 лет и старше.

Как видим, размер акциза теперь прямо зависим не только от объёма двигателя, но и от возраста автомобиля. Чем старше, автомобиль – тем выше будет размер акциза. Это своего рода защитный механизм, делающий ввоз «автохлама» в Украину не целесообразным. Вместе с тем, утратили силу ограничения по ввозу в Украину легковых автомобилей, которые были в употреблении (Б/У) и не соответствуют экологическому стандарту Эвро-5 (до 2010 года выпуска). Если раньше можно было ввезти автомобили только начиная с 2010 года выпуска, то теперь нижний предел вообще не определен.

Для грузовых автомобилей и автобусов, как новых, так и Б/У, требования по соответствию Эвро-5» остались неизменными.

Важно понимать, что этот принцип начисления налога будет применяться не только к так называемым «евробляхам», но и ко всем транспортным средствам, ввозимым в Украину, в том числе и к новым. 

Второй принятый Верховной Радой закон №2612- VIII внес изменения в Таможенный кодекс, а именно он больше всего коснулся любителей еврономеров.

Данным законом парламентарии «поломали» основную схему ввоза от имени иностранного юрлица и теперь временный ввоз автомобилей гражданами-резидентами разрешается только на срок до 10 суток с внесением денежного обеспечения (залога), равного сумме таможенных платежей.

Иностранцы по-прежнему могут временно ввезти не более одного автомобиля. За ввоз более одного авто тоже придется внести залог равный сумме таможенных платежей.

Автомобиль личного пользования, ввезённый на срок более чем на 30 суток, подлежит государственной регистрации.

- транспортное средство, ввезенное в режиме транзита или временного ввоза, нельзя разукомплектовать или передать во владение, пользование или распоряжение другим лицам, а также использовать его в предпринимательской деятельности или для получения дохода, например, в такси. Любое из таких действий будет считаться нарушением и за него будут применятся штрафные санкции, о которых мы поговорим ниже.

Таким образом прегражден путь в Украину автомобилям на иностранной регистрации, которые уже несколько лет подряд плотным потоком бесконтрольно ввозились в нашу страну.

Однако, на этом сюрпризы не закончились.

Хотя положениями Таможенного кодекса и ранее запрещалось передавать во владение другому лицу нерастаможенный автомобиль, однако ответственности за это не было. Теперь за передачу нерастаможенного автомобиля во владение, пользование или распоряжение другим лицам и его использование в предпринимательской деятельности установлен штраф в размере 34 тысячи гривен. Не считается нарушением передача в управление такого автомобиля иному лицу если лицо, которое ввезло данный автомобиль тоже находится в нем.

Однако более существенным является то, что теперь, протокол о нарушении может быть составлен таможней в отсутствие нарушителя и вручен ему при выезде из Украины. При этом пограничники не должны допустить выезд за пределы нашей страны автомобилистов, нарушивших правила временного ввоза или транзита без уплаты соответствующих штрафов. Таким образом уйти от ответственности за давностью привлечения к ответственности будет очень сложно.

Ответственность ждет не только лиц, которые незаконно ввезли автомобиль и передали другому но и водителя, который незаконно управляет автомобилем. Так в соответствии с ЗУ «О дорожном движении» водитель обязан не допускать случаев управления транспортным средством в отношении которого нарушены сроки ввоза или таможенные процедуры, и в случае обнаружения такого нарушения со стороны водителя он может быть оштрафован в соответствии со ст. 121 КоАП Украины на 8500 грн, а при повторном выявлении такого нарушении в течение одного года на штраф 17 тысяч гривен с лишением права управления на один год и с оплатным изъятием такого транспорта или без такового.

Следует отметить, что в отличие от Таможенного кодекса, КоАП не исключает как правонарушение действия водителя в тех случаях если в салоне автомобиля находится тот, кто ввез авто в Украину, хотя из общего понимания сути такого правонарушения такое уточнение должно быть сделано, поэтому интересно будет отследить как в этой части сформируется судебная практика.

Самое неприятное для водителей авто на иностранной регистрации это, пожалуй, то, что сотрудники полиции теперь получили право останавливать машину с иностранными номерами для проверки факта неправомерного вождения или нарушения сроков ввоза автомобилей в Украину. Для этого законом установлены правила взаимодействия подразделений Государственной фискальной службы, Госпогранслужбы и Нацполиции. К примеру, если разрешенный срок пребывания автомобиля иностранной регистрации в Украине истек, а авто так и не покинуло пределы страны, то таможенный орган обязан сообщить об этом нарушении полиции и пограничной службе. Полицейские в свою очередь выявив, что управление авто было кому-то передано, должен не только оштрафовать водителя, но и сообщить об этом таможне.

Помимо вышеуказанных санкций, предусмотрен целый ряд штрафов за просрочку транзитного ввоза (в том числе и при утрате документов, утрате самих автомобилей и др.):

на сутки — 170 гривен;

более одних и до 10 суток — 3,4 тысячи гривен;

от 10 до 20 суток — 8,5 тысячи гривен;

от 20 до 30 суток — 85 тысяч гривен;

более 30 суток, а также в случае потери или разукомплектации автомобиля — 170 тысяч гривен или конфискация авто.

А вот при нарушении правил временного ввоза будут применяться следующие санкции:

при просрочке на срок не более трех суток — предупреждение или 850 гривен;

от трех до 10 суток — 5100 гривен;

от 10 до 20 суток — 17 тысяч гривен;

от 20 до 30 суток — 85 тысяч гривен;

более 30 суток, а также в случае потери или разукомплектации автомобиля — 170 тысяч гривен или конфискация авто.

Как видим закон устанавливает альтернативные санкции за нарушение сроков ввоза боле чем на 30 суток предусматривая или штраф, или конфискацию. В то же время положениями ст.511 ТК Украины предписывается, что при выявлении нарушений таможенных правил изъятие автомобиля является обязательным в случаях если санкция статьи предусматривает его конфискацию.

Не секрет, что большая часть водителей не имеет надлежащих документов от собственника, а, следовательно, если такой автомобиль будет изъят, то владелец не сможет его себе возвратить, а потому лично я усматриваю в недостаточном регулировании данного вопроса бескрайние возможности для манипуляций и коррупционных схем со стороны полиции.

Дела о нарушении таможенных правил кроме совершенных несовершеннолетними и в случае если нарушены сроки транзитного или временного ввоза более чем на 30 суток – будут по-прежнему рассматриваться органами ГФС, а в случае перечисленных исключений теперь полномочия по рассмотрению дел переданы местным судам.

Законом предусмотрено освобождение от ответственности виновных в нарушении таможенных режимов в том случае если они осуществят таможенного оформления автомобилей, ввезенных с нарушениями на протяжении 180 дней с момента вступления в силу закона и добровольно оплатят 8500 грн. И хотя закон не определил правовую природу данных средств, принимая во снимание «добровольно-принудительный» характер таких платежей мы можем говорить, что речь идет о штрафе.

Кроме того, у меня возникает несколько вопросов в части применения ответственности. Например, означает ли формулировка закона об освобождении от ответственности, что до истечения 180 дней действия закона к нарушителям не могут быть применены санкции, предусмотренные Таможенным кодексом Украины и что делать с теми делами о таких нарушениях которые уже находятся в производстве?

Так же стоит отметить, что законом не предусмотрено какого-либо условия для освобождения от ответственности по 121 КоАП, а, следовательно, как лицо передавшее автомобиль в управление, так и сам водитель могут беспрепятственно быть оштрафованы даже сейчас.

Льготный режим:

Для Б/У* автомобилей переходными положениями закона предусмотрено льготный период (90 дней с момента вступления закона в силу) на протяжении которого можно растаможить ввезенный автомобиль со скидкой 50 процентов на акцизный налог.

Уже через 2 дня после вступления в силу законов информационные агентства сообщили о первом растаможенном автомобиле по новым льготным правилам.

Все достаточно радостно для тех, кто решил сейчас купить за границей б/у авто и ввезти его для личного пользования. Однако, абсолютно пока не так оптимистично все выглядит для владельцев «евроблях». В том случае, если их автомобиль был ввезен с нарушением процедур и сроков, - такие авто навряд ли смогут выехать из Украины. Исходя из сути положений Таможенного кодекса, их не имеют право выпустить из Украины без уплаты штрафных санкций, при этом ввиду отсутствия у них надлежащих документов, растаможить такие авто тоже владельцы не смогут. Предусматривается, что таможенное оформление таких автомобилей будет производится в соответствии с временным положением, которое должен разработать Кабинет Министров, однако льготный период уже идет, а положения пока еще нет.

Примечательно, что в конечных положениях закона предлагается направить все поступления от таможенного оформления автомобилей, ввезенных на территорию Украины в режиме транзита или временного ввоза в период с 1 января 2015 года и 25 ноября 2018 года, в Пенсионный фонд Украины.

*Для определения критериев по которым идет разграничение новых и Б/У автомобилей следует руководствоваться положениями абзаца 10 п. 189.3 ст. 189 Налогового кодекса. Так к Б/У будут относится автомобили, которые ранее были зарегистрированы в других государствах и были в употреблении не менее одного года или же пробег которых составляет более 6000 км.

Сроки эксплуатации автомобиля таможенная служба исчисляет с даты их первой регистрации, а не от даты производства.

 

 

Алексей Ющенко

руководитель корпоративной практики, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

 

 

Теги: евробляхи, растаможивание

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 2 оценок.




Другие новости


Введение военного положения, как обстоятельство непреодолимой силы. Порядок удостоверения ФОРС-МАЖОРА.

Согласно ст.14-1 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине», форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) является чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, объективно невозможное исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.) обязанностей согласно законодательных и других нормативных актов.

Об услуге по поставке тепловой энергии в новом Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах» (ч. 2)

Продолжая нашу предыдущую публикацию, рассмотрим теперь предоставленные новым Законом возможности в части расторжения договорных отношений в сфере теплоснабжения и связанного с этим отключения от систем централизованного отопления.

Отмена и обжалование временного ограничения физического лица в праве выезда за пределы Украины: процессуальные возможности защиты прав и законных интересов должника

Достаточно часто физические лица, а также руководители юридических лиц, которые выступают должниками в исполнительном производстве, сталкиваются с неприятной ситуацией, в которой их право на свободу передвижения, в частности на пересечение государственной границы и выезд с территории Украины, ограничивается на вполне законных основаниях путем применения к ним в установленном действующим законодательством Украины порядке временных ограничений в праве выезда за пределы Украины.