Доминанта

«Новые свободы» в валютном поле

16 авг. 2018

О необходимости нового валютного законодательства с целью стабилизации и развития украинской экономики говорилось много и давно, и вот оно случилось – 21 июня ВРУ приняла и спустя некоторое время Президент подписал новый закон о валюте.

До сих пор основным источником, который регламентировал правоотношения, возникающие в сфере валютной деятельности, был Декрет 1993 года, многие положения которого уже давно не соответствовали потребностям современности.

Основным лозунгом нового закона, который максимально разрекламировали – «разрешено все, что не запрещено», а в декрете все было абсолютно наоборот, однако так оно на самом деле или нет, попробуем разобраться.

В законе есть ряд ключевых направлений.

Первое, что касается населения - украинцы смогут инвестировать за границу без получения индивидуальных валютных лицензий. До 2017 года это был достаточно емкий процесс в плане и времени, и документов, который не всегда увенчивался успехом. В прошлом году были внесены изменения, которыми инвесторам позволили выводить за границу до 50 тыс. дол. в год, для этого достаточно было получить электронную лицензию от НБУ.

Со вступлением закона в силу разрешения и индивидуальные валютные лицензии (в том числе е-лицензии) будут не нужны. Достаточно пройти стандартный контроль в банке.

Декрет закреплял 2 вида лицензий – генеральные и индивидуальные (6 типов). После вступления в силу закона останется только одна - валютная. Ее нужно будет получать небанковским финансовым учреждениям, которые захотят работать с валютой. Разрешение на валютные операции для банков будет автоматическим: оно будет включено в общую банковскую лицензию.

Второе – закон снял валютный контроль за мелкими операциями как для населения, так и для бизнеса.

Нацбанк отменил контроль для валютных операций на сумму до 150 тыс. грн в эквиваленте и распространил его только на операции более 150 тыс. грн (так же как при финмониторинге). Но уже есть предложение повысить порог операций, попадающих под финмониторинг вдвое – до 300 тыс. грн.

Третье – новый закон несет в себе ряд позитивных моментов для компаний, которые ведут внешнеэкономическую деятельность.

Нацбанк ушел от сроков в 180 дней для расчета по экспортно-импортным операциям. Главное правило – соблюдать сроки контрактов. Нововведение относительно сроков позволит представителям украинского бизнеса рассчитываться с контрагентами по мере удобства и наличия денег, а не исходя из страха пропустить сроки и попасть под санкции.

Четвертое – невозможно оставить без внимания весьма приятный момент относительно продажи выручки. Со вступлением закона в силу экспортерам не нужно будет продавать валютную выручку, а компании смогут покупать валюту без привязки к конкретному экспортному контракту.

Пятое, Нацбанк ослабил санкции за нарушение валютного законодательства. Новый Закон исключает ст. 37 ЗУ «О внешнеэкономической деятельности», которая предусматривала санкции против экспортеров и импортеров за нарушение валютного регулирования. На сегодняшний день (пока еще данная норма действует) за это могут оштрафовать (в размере до 100% от суммы операции), применить к нарушителям индивидуальный режим лицензирования или даже временно приостановить внешнеэкономическую деятельность. По новым правилам даже если Нацбанк опять введет предельный крайний срок расчетов по внешнеэкономическим операциям (в рамках мероприятий защиты), то за нарушение предусмотрена максимум пеня и лишить вас возможности вести ВЭД якобы невозможно.

Шестое, если компания захочет привлечь кредиты из-за рубежа, то регистрировать их в Нацбанке не нужно будет. Компания будет сообщать Нацбанку о привлечении средств уже после наступления такого факта. Отпадет необходимость и в декларировании валютных ценностей за рубежом.

Однако не все так радужно, как кажется на первый взгляд.

Да, в законе действительно нет никаких ярко выраженных запретительных мер, однако если внимательно присмотреться, то они просто немного завуалированы. При необходимости Нацбанк самостоятельно сможет устанавливать ограничения, если усмотрит риски на валютном рынке. Среди ограничений, которые будут «в арсенале» Нацбанка (они предусмотрены ст. 12 Закона) – обязательная продажа части валютной выручки, установление сроков расчетов по экспортно-импортным контрактам и требований к операциям, связанным с движением капитала, введение специальных разрешений на валютные операции и резервирования по валютным операциям, а также меры в соответствии со статьей 7-1 Закона Украины «О Национальном банке Украины», исключительный перечень которых определяется нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Наличие рисков должен подтвердить Совет по финансовой стабильности и только в таком случае Нацбанк может ввести новые ограничения. Отсутствие исключительного перечня и нечеткое формулирование случаев применения защитных мер, наводят на мысль, что они могут использоваться «в ручном режиме», просто немного по усложненной процедуре.

В законе отмечается, что такие ограничения могут вводиться длительностью в полгода. Но при необходимости их можно будет пролонгировать. Общий срок действия мер защиты не может превышать 18 месяцев в течение 24 месяцев, начиная со дня первого введения соответствующей меры защиты. Теперь и считайте сами, как долго могут действовать защитные меры.

Полная валютная либерализация возможна только после принятия Советом пакета законов анти-BEPS, необходимых для борьбы с уклонением от налогообложения и раскрытия информации о собственности, которая находится в других юрисдикциях.

Без такого пакета документов есть риск, что компании будут использовать либеральное валютное законодательство для уклонения от уплаты налогов через офшоры или для вывода валюты на счета связанных лиц.

Кабинету Министров Украины совместно с Национальным банком Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты относительно осуществления единоразового декларирования активов физических лиц и о международном сотрудничестве Украины в области налогообложения, которые будут определять:

1 правила налогообложения контролируемых иностранных компаний;

2) правила отчетности в разрезе стран для международных групп компаний;

3) правила ограничения расходов на финансовые операции со связанными лицами;

4) правила налогообложения постоянного представительства;

5) меры по предотвращению злоупотреблений в связи с применением договоров об избежание двойного налогообложения;

6) процедуре урегулирования споров по вопросам применения конвенций об избежание двойного налогообложения;

7) вопросы внедрения международных стандартов для автоматического обмена финансовой информацией.

В Нацбанке отмечают: либерализация не означает отсутствие контроля. Нацбанк как орган валютного надзора и банки, которые будут выполнять роль агентов валютного контроля, имеют право требовать от компаний и физлиц документы по проведенным операциям. А НБУ и ДФС смогут проводить проверки по вопросам соблюдения требований валютного законодательства.

Пока Закон не будет введен в действие и не будут приняты все НПА, направленные на его исполнение сложно говорить о позитивных изменениях, которые он с собой принесет, ведь предугадать поведение регулятора в условиях нововведений тоже невозможно, остается ждать и внимательно наблюдать за новым валютным законодательством в действии. 

 

 

 

   Ольга Койчева

   юрист АО "КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: закон о валюте, валютное законодательство

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Ухвалено Закон України "Про Державний бюджет України на 2020 рік". Чого чекати?

14 листопада 2019 року Веховна Рада ухвалила Закон України "Про Державний бюджет України на 2020 рік"

Як залучити грошові кошти в ТОВ

Не секрет, що при створенні ТОВ учасники, як правило, несвідомо підходять до питання визначення розміру статутного капіталу майбутньої компанії. Як наслідок, в процесі реалізації подальшої господарської діяльності у товариства виникає необхідність розрахуватись за поставлений дорогий товар, надані послуги, а наявних у підприємства коштів не вистачає. Як правило учасники виходять з даної ситуації або шляхом надання учасниками ТОВ поворотної безвідсоткової фінансової допомоги або шляхом збільшення статутного капіталу товариства.

Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.