Доминанта

Новый арбитражный Регламент МКАС при ТПП

17 янв. 2018

В 2017 году Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины отметил свое 25-летие (далее – МКАС). За это время, как утверждают эксперты, он превратился в авторитетную и узнаваемую в мире институцию, которой доверяют решение споров представители бизнеса многих зарубежных стран.

МКАС постоянно развивается с учетом мировых тенденций в арбитраже, следствием чего стало принятие новой редакции Регламента (вступившего в силу с 01 января 2018 года), как основного документа, регулирующего процедуру рассмотрения дел. Изменения также учитывают реформы процессуального законодательства Украины и многолетнюю наработанную практику МКАС.

Стоит отметить, что основные изменения направленны на ускорения процедуры рассмотрения дел, а также на то, чтобы сделать ее более комфортной и экономной для сторон. Так, согласно ст.45 Регламента стороны могут договориться об ускоренном арбитражном разбирательстве. В данном случае дело будет слушаться одним арбитром, за исключением случаев, когда стороны договорились о другом. Для ускоренной процедуры предусмотрены следующие сроки: оплаты арбитражного сбора – 15 дней, назначения сторонами арбитра – 10 дней, предоставления ответчиком отзыва на исковое заявление – 10 дней, вынесения судом решения - на протяжении 20 дней со дня завершения слушаний по делу. Таким образом, длительность рассмотрения спора по данной процедуре в теории не должна превышать двух месяцев.

Также новый Регламент предусматривает возможность проведения организационного совещания и устного слушания, участия стороны, а также заслушивания свидетелей либо экспертов с использованием видео-конференц-связи. 

Что касается доказательств и процедуры доказывания, то новой редакцией Регламента Арбитражному суду гарантируется активная роль в процессе. Так, в статье 52 предусмотрено право Арбитражного суда проводить осмотр вещественных доказательств, осмотр места или распорядится об осмотре их экспертом. Суд на свое усмотрение может требовать от сторон подачи дополнительных документов/доказательств (в том числе и в электронной форме), испрашивать представление третьими лицами доказательств, которые состав Арбитражного суда сочтет необходимыми для рассмотрения спора. Также состав Арбитражного суда вправе по своему усмотрению или по просьбе какой-либо из сторон, если сочтет ее обоснованной, назначить проведение экспертизы или вызвать и заслушать свидетелей по делу. Кроме того, Регламент определил основные требования к письменным доказательствам, закрепил понятие электронных доказательств и требования к ним, уточнил правила доказывания.  

В процедуре арбитражного рассмотрения дела произошли следующие изменения: урегулирован вопрос процессуального правопреемства. Согласно статье 23 Регламента, в случае прекращения деятельности юрлица, замены кредитора или должника в обязательстве, смерти или оглашения физического лица умершим или безвестно отсутствующим, а также в других предусмотренных случаях, Арбитражный суд по письменному ходатайству стороны и/или правопреемника с учетом содержания арбитражного соглашения и всех обстоятельств дела может привлечь к участию в деле правопреемника соответствующей стороны. Все действия, совершенные в процессе арбитражного разбирательства до вступления в него правопреемника, обязательны для него.

Также реализована возможность обращения стороны в государственный суд с заявлением о принятии мер по обеспечению поданного в МКАС иска. Если же этим судом вынесены определение или иной процессуальный акт о принятии таких мер, сторона должна без промедления информировать об этом МКАС. Следует напомнить, что сам порядок обращения предусмотрен ст. 149, 151, 152 ГПК Украины.

Согласно ч.7 ст. 60 нового Регламента до подписания любого арбитражного решения состав Арбитражного суда должен подать проект Генеральному секретарю МКАС, который не затрагивая независимость состава Арбитражного суда в принятии арбитражного решения, может обратить его внимание на любые выявленные несоответствия проекта арбитражного решения требованиям Регламента, в том числе в отношении формы арбитражного решения, на ошибки, описки или опечатки. Рекомендации Генерального секретаря МКАС должны быть рассмотрены в течение 10 дней с момента их получения.

Следует отметить, что указание цены иска теперь будет обязательным для всех категории споров, даже в тех случаях, когда его исковые требования или их часть имеют неденежный характер. Если она буде определена неправильно – Председатель МКАС или состав Арбитражного суда имеют право по собственной инициативе определять цену иска, основываясь на предоставленных данных. Вместе с тем, максимальная сумма арбитражного сбора ограничена в размере 350 тыс. дол США в спорах, цена которых равна или превышает 50 млн долл. США. Исключительно в связи со сложностью иска, временными затратами или множественностью требований президиум МКАС имеет право увеличить размер арбитражного сбора.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что редакция Регламента МКАС претерпела существенных изменений, которые в целом направленны на усовершенствование процедуры рассмотрения споров, обеспечения максимальной удобности и экономности для сторон.

 

 

 

   Анастасия Бабийчук 

   юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: Регламент МКАС, арбитражный суд, ТПП

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 2 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).