Доминанта

Новый финансовый инструмент в сельском хозяйстве

13 марта 2018

Плодородность украинской земли уже стала притчей во языцех, а перспективность сельскохозяйственного сектора, однозначно, не вызывает никаких сомнений. Она обуславливает заинтересованность зарубежных инвесторов, однако, приходится констатировать факт, что очень часто, желание инвестировать в отечественный агропромышленный сектор пропадает на стадии его изучения.

Повысить привлекательность данной сферы уже не первый год нам помогают международные инвесторы и доноры, но и отечественный законодатель не остается в стороне. Одних инвестиционных вливаний будет недостаточно, да и вряд ли они начнутся если не будет понятного и эффективного правового поля, в котором можно развиваться и не бояться за свои деньги. Принимая в 2012 году ЗУ «Об аграрных расписках» (далее – Закон) возлагалось много надежд, заимствовался зарубежный опыт, однако в то, что аграрные расписки станут финансовым инструментом в ближайшее время – не верил никто. На сегодняшний день можем констатировать факт того, что аграрные расписки не только получили распространение, но и зарекомендовали себя как надежный финансовый документа среди малого и среднего бизнеса. В Законе аграрная расписка определена как товарораспорядительный документ, фиксирующий безусловное обязательство должника, которое обеспечивается залогом, осуществить поставку сельскохозяйственной продукции или уплатить денежные средства на определенных в нем условиях.

В письме Государственной фискальной службы от 06.10.2016 г. № 32818/7/99-99-15-03-02-15 «О порядке налогообложения налогом на добавленную стоимость операций налогоплательщиков, связанных с оборотом аграрных расписок», аграрная расписка рассматривается как ценная бумага и классифицируется как вид долговой расписки. Однако кроме признаков ценной бумаги аграрной расписке присущи черты и гражданско-правового договора. В Законе содержится перечень основных реквизитов, наличие которые и определяет правовую природу аграрных расписок, однако и содержится норма, предусматривающая включение в расписку дополнительных условий, не предусмотренных в Законе, но и не противоречащие ему.

Различают два вида аграрных расписок – товарные и финансовые. По основным реквизитам (предмет, условия, сроки и место поставки, качество продукции, предмет, срок и условия уплаты средств и т.д.), цели (получения денежных средств у кредитора), форме регистрации (предусмотрена обязательное нотариальное удостоверение и внесение в Реестр аграрных расписок) они идентичны, однако различаются формой расчета по долговым обязательствам. Если товарная аграрная расписка предусматривает передачу будущего урожая (с/х продукции), то финансовая предусматривает исключительно денежную безналичную форму исполнения обязательств.

Законом предусмотрена возможность страхования предмета залога как заемщиком, так и кредитором – данный вопрос решается по согласованию сторон. Убедиться в сохранности залогового имущества кредитор может путем осуществления мониторинга – наблюдение за будущим урожаем, сбор информации по нему, формирование баз данных о других кредиторах по предмету залога, их очередность. Сведения о предмете залога вносятся в Государственный реестр обременений движимого имущества, возможность ознакомления со сведениями из которого предусматривается с разрешения кредитора или заемщика.

Законом предусмотрена возможность передачи прав кредитора по аграрной расписке путем осуществления передаточной записи «Отступление» с указанием нового кредитора. Даная сделка подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

В аграрной расписке предусмотрено указание срока, на который она выдается, но при наступлении каких-ли непредусмотренных распиской обстоятельств, априори она действует до полного исполнения обязательств: по товарной аграрной расписке – до поставки продукции в уговоренное место в полном объеме надлежащего качества, по финансовой – перевод средств на счет кредитора. Возможно частичное исполнение обязательств (партиями), однако данная возможность в обязательном порядке предусматривается в расписке. Исполнение обязательств подтверждается возвратом заемщику аграрной записки с надписью от кредитора «Исполнено» в течении 3 дней. С данной распиской должник обращается к нотариусу о внесении в реестр соответствующей записи об исполнении.

Положительных моментов, связанных с введением аграрных расписок множество и перспектива их применения в агросфере достаточно велика, но есть моменты, которые требуют доработки и внимания со стороны законодателя, учитывая сложности, которые они вызывают на практике. Отсутствие понимания статуса кредиторов и должников (физические лица, физ. лица-предприниматели, юридические лица), третьих лиц и близких лиц – о них идет речь в законе, но четкой правовой природы их прав и обязанностей нет. Законом предусмотрены общие положения о доращивании кредитором залогового урожая, но детальная регламентация отсутствует. Это вопросы, всплывающие на поверхности, однако с популяризацией расписок, мы непременно столкнемся с ситуациями, когда под один залог предлставлено несколько расписок, что приведет к  невозможности взыскания долга путем регрессного требования и другие. В современных реалиях, чем популярнее финансовый инструмент, тем изобретательнее пути махинаций с эго использованием.

На сегодняшний день, пока расписки не приобрели массовый характер использования, представителям агробизнеса стоит обратить внимание на них, как на инструмент привлечения инвестиций и развития своего бизнеса.

 

 

 

   Ольга Койчева

   юрист АО "КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: аграрные расписки, агробизнес, инвестиции

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Захист авторських прав на похідний музичний твір

Проблема захисту авторських прав актуальна не тільки для України, але і для світового співтовариства.

Як будуть перевіряти працевлаштування інвалідів?

Нещодавно Кабінет Міністрів України своєю постановою  від 05 червня 2019 р.  № 466 змінив Порядок проведення перевірки підприємств, установ, організацій та фізичних осіб, які використовують найману працю.

Незаконное обогащение по-новому. Что предлагает законопроект Зеленского и почему Верховная Рада не спешит его рассматривать.

3 июня Президентом был внесён на рассмотрение Верховной Рады и определён как неотложный законопроект о незаконном обогащении № 10358.