Доминанта

Новый закон о трансплантации: а Вы готовы стать донором?

22 июня 2018

Пожалуй, не найдется ни единого безразличного человека к вопросу здоровья как собственного, так и родных и близких людей. Современная медицина стремительно развивается и с каждым днем методы лечения становятся более эффективными. К сожалению, бывают случаи, когда единственным выходом является трансплантация.

Ежегодно в Украине требует пересадки органов примерно 5 тысяч человек. Каждый день 9 из них умирают, не дождавшись трансплантации. В целом на один миллион населения в год осуществляется 3,1 трансплантаций. Данный числа поражают, удивляют и не идут ни в какое сравнение со статистикой преимущественного большинства развитых стран. Отсутствие эффективной правовой и организационной базы делает практически невозможной реализацию ныне действующего ЗУ «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку».

17 мая 2018 года ВР наконец-то приняла ЗУ «О применении трансплантации анатомических материалов человеку», который находился на рассмотрении в комитетах еще с августа 2015 года. После подписания Президентом основная часть его положений будет введена в действие с 01.01.2019 года, но до 1 октября 2018 года в соответствие с ним должны быть приведены специальный подзаконные акты, а также сформирована и наполнена данными Единая государственная информационная система трансплантации.

Данный нормативно-правовой акт создает необходимое правовое поле для применения трансплантации по примеру европейской практики. Так, для координации и организации данной деятельности новый закон предусматривает введение новой должности трансплант-координатора. Данные лица должны быть специально обучены и специализироваться на обеспечении процесса получения анатомических материалов и предоставления их для дальнейшей трансплантации либо изготовления биоимплантов.

Наиболее важными нововведениями является то, что закон должен способствовать проведению разъяснительной работы среди населения относительно вопросов донорства и создать единую систему взаимодействия трансплант-координатора, донора и реципиента. На сегодня главной проблемой является то, что даже при наличии согласия человека на донорство нету единой базы людей, которые нуждаются в данном органе. Ни медицинские учреждения, ни МОЗ не ведут реестров потенциальных доноров и реципиентов. Даже если усилиями врачей или родственников была установлена биологическая совместимость между донором и реципиентом, они могут находится на огромных расстояниях. Поскольку орган после изъятия живет всего лишь несколько часов, расстояние и неразвитость транспортного соединения становятся порой непреодолимой проблемой.

После введения данного закона в силу поиск совместимой пары будет проводится в автоматическом режиме в том числе с учетом следующих показателей:

- иммунологическая совместимость;

- статус экстренности

-расстояние между медицинскими учреждениями, где проводится изъятие анатомических материалов, до учреждения, где будет проводится пересадка (с учетом способа транспортировки).

Закон предусматривает существование двух видов донорства: прижизненное и посмертное донорство. Изъятие анатомических материалов у живого донора возможно только в случае родственного либо перекрестного донорства (когда реципиенты «обмениваются» иммунологично совместимыми донорами). Вместе с тем изьятие материалов, способных к регенерации и гемопоетичных стволовых клеток может осуществляться у живого донора, который не является близком родственником либо членом семьи реципиента.

Вместе с тем следует отметить, что согласно данному закону сохраняется ныне действующая «презумпция несогласия» на донорство. Каждый совершеннолетний и дееспособный человек сможет подать письменное заявление о согласии/несогласии на донорство либо о назначении уполномоченного представителя, который после его смерти предоставит согласие на изъятие анатомических материалов. Данные заявления в любое время могут быть отозваны либо поданы новые, которые отменяют ранее зарегистрированные заявления.

Для оперативной обработки и систематизации данной информации будут функционировать в том числе следующие реестры:

  • волеизъявления лица о предоставлении согласия/несогласия
  • волеизъявления лица, которая предоставила согласие на изъятие материалов с тела умершего лица, которое она представляет
  • реестр анатомических материалов, предназначенных для трансплантации
  • реестр живых доноров
  • реестр реципиентов

Доступ к данным реестрам будет открыт только для: трансплант-координатора, должностного лица органа исполнительной власти ответственного за трансплантацию, судмедэкспертов.

При отсутствии волеизъявления человека, после его смерти согласие будет запрашиваться лично трансплант-координаторам у другого супруга либо одного из близких родственников умершего лица (дети, родители, родные братья и сестры). Следует отметить, что закон не детализирует очередность обращения к данным лицам. 

         Не могут быть использованы органы человека после смерти если:

- есть личный отказ человека либо его близких родственников,

- отсутствуют родственники,

- если существуют предусмотренные законом основания для проведения судебно-медицинской экспертизы и суд, представители правоохранных органов либо судмедэксперт возражает против изъятия материалов,

- личность не установлена;

- он является ребенком-сиротой;

- ветераном АТО;

- лицо являлось недееспособным.

Кроме того, закон запрещает привлекать к прижизненному донорству лиц, которые болеют на психологические расстройства, содержатся в местах лишения воли, являются иностранцами либо лицами без гражданства, имеют болезни, которые могут быть переданы от донора к реципиенту, предоставляли ранее орган либо часть органа для трансплантации, у беременных женщин.

Следует отметить, что данный нормативно-правовой акт устанавливает обязанность государства обеспечить бесплатность медицинской помощи с применением трансплантации в соответствии с законом. Кроме того, предусмотрено, что исключительно изъятие гемопоетичных стволовых клеток может проводится на «платной основе» - с государственной компенсацией издержек, связанных с донорством.  Согласно закона, донор имеет право на бесплатное медицинское обследование и помощь в случае заболевания из-за донорства, +3 дня оплачиваемого отпуска, на пенсию по инвалидности в случае получения ее из-за потери органа.

Исходя из вышеизложенного, в скором будущем в Украине должна заработать эффективная система применения трансплантации. Во многом ее деятельность зависит не только от материального обеспечения со стороны государства, но и от уровня активности и сознательности населения. Каждый человек для себя должен ответить для себя на вопрос: а готов ли я быть донором?

 

 

 

 

   Анастасия Бабийчук 
   юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: трансплантация, закон, донор

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Як залучити грошові кошти в ТОВ

Не секрет, що при створенні ТОВ учасники, як правило, несвідомо підходять до питання визначення розміру статутного капіталу майбутньої компанії. Як наслідок, в процесі реалізації подальшої господарської діяльності у товариства виникає необхідність розрахуватись за поставлений дорогий товар, надані послуги, а наявних у підприємства коштів не вистачає. Як правило учасники виходять з даної ситуації або шляхом надання учасниками ТОВ поворотної безвідсоткової фінансової допомоги або шляхом збільшення статутного капіталу товариства.

Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.

НОВЕ ЖИТТЯ ТОВАРИСТВ: АНАЛІТИКА ПРАВОЗАСТОСУВАННЯ ГОЛОВНОГО КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНУ МИНУЛОГО РОКУ

Вже майже півтора роки пройшло з моменту набрання чинності Законом України «Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю». І хоча красивої круглої дати сьогодні немає, все ж пропонуємо підвести деякі підсумки реалізації викладених в цьому принциповому для корпоративної сфери правового регулювання нормативному акті. Бо, як показує досвід роботи за минулий рік, далеко не всі товариства з обмеженою відповідальністю і товариства з додатковою відповідальністю навчилися правильно жити за новим законодавством.