Доминанта

Новый закон о трансплантации: а Вы готовы стать донором?

22 июня 2018

Пожалуй, не найдется ни единого безразличного человека к вопросу здоровья как собственного, так и родных и близких людей. Современная медицина стремительно развивается и с каждым днем методы лечения становятся более эффективными. К сожалению, бывают случаи, когда единственным выходом является трансплантация.

Ежегодно в Украине требует пересадки органов примерно 5 тысяч человек. Каждый день 9 из них умирают, не дождавшись трансплантации. В целом на один миллион населения в год осуществляется 3,1 трансплантаций. Данный числа поражают, удивляют и не идут ни в какое сравнение со статистикой преимущественного большинства развитых стран. Отсутствие эффективной правовой и организационной базы делает практически невозможной реализацию ныне действующего ЗУ «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку».

17 мая 2018 года ВР наконец-то приняла ЗУ «О применении трансплантации анатомических материалов человеку», который находился на рассмотрении в комитетах еще с августа 2015 года. После подписания Президентом основная часть его положений будет введена в действие с 01.01.2019 года, но до 1 октября 2018 года в соответствие с ним должны быть приведены специальный подзаконные акты, а также сформирована и наполнена данными Единая государственная информационная система трансплантации.

Данный нормативно-правовой акт создает необходимое правовое поле для применения трансплантации по примеру европейской практики. Так, для координации и организации данной деятельности новый закон предусматривает введение новой должности трансплант-координатора. Данные лица должны быть специально обучены и специализироваться на обеспечении процесса получения анатомических материалов и предоставления их для дальнейшей трансплантации либо изготовления биоимплантов.

Наиболее важными нововведениями является то, что закон должен способствовать проведению разъяснительной работы среди населения относительно вопросов донорства и создать единую систему взаимодействия трансплант-координатора, донора и реципиента. На сегодня главной проблемой является то, что даже при наличии согласия человека на донорство нету единой базы людей, которые нуждаются в данном органе. Ни медицинские учреждения, ни МОЗ не ведут реестров потенциальных доноров и реципиентов. Даже если усилиями врачей или родственников была установлена биологическая совместимость между донором и реципиентом, они могут находится на огромных расстояниях. Поскольку орган после изъятия живет всего лишь несколько часов, расстояние и неразвитость транспортного соединения становятся порой непреодолимой проблемой.

После введения данного закона в силу поиск совместимой пары будет проводится в автоматическом режиме в том числе с учетом следующих показателей:

- иммунологическая совместимость;

- статус экстренности

-расстояние между медицинскими учреждениями, где проводится изъятие анатомических материалов, до учреждения, где будет проводится пересадка (с учетом способа транспортировки).

Закон предусматривает существование двух видов донорства: прижизненное и посмертное донорство. Изъятие анатомических материалов у живого донора возможно только в случае родственного либо перекрестного донорства (когда реципиенты «обмениваются» иммунологично совместимыми донорами). Вместе с тем изьятие материалов, способных к регенерации и гемопоетичных стволовых клеток может осуществляться у живого донора, который не является близком родственником либо членом семьи реципиента.

Вместе с тем следует отметить, что согласно данному закону сохраняется ныне действующая «презумпция несогласия» на донорство. Каждый совершеннолетний и дееспособный человек сможет подать письменное заявление о согласии/несогласии на донорство либо о назначении уполномоченного представителя, который после его смерти предоставит согласие на изъятие анатомических материалов. Данные заявления в любое время могут быть отозваны либо поданы новые, которые отменяют ранее зарегистрированные заявления.

Для оперативной обработки и систематизации данной информации будут функционировать в том числе следующие реестры:

  • волеизъявления лица о предоставлении согласия/несогласия
  • волеизъявления лица, которая предоставила согласие на изъятие материалов с тела умершего лица, которое она представляет
  • реестр анатомических материалов, предназначенных для трансплантации
  • реестр живых доноров
  • реестр реципиентов

Доступ к данным реестрам будет открыт только для: трансплант-координатора, должностного лица органа исполнительной власти ответственного за трансплантацию, судмедэкспертов.

При отсутствии волеизъявления человека, после его смерти согласие будет запрашиваться лично трансплант-координаторам у другого супруга либо одного из близких родственников умершего лица (дети, родители, родные братья и сестры). Следует отметить, что закон не детализирует очередность обращения к данным лицам. 

         Не могут быть использованы органы человека после смерти если:

- есть личный отказ человека либо его близких родственников,

- отсутствуют родственники,

- если существуют предусмотренные законом основания для проведения судебно-медицинской экспертизы и суд, представители правоохранных органов либо судмедэксперт возражает против изъятия материалов,

- личность не установлена;

- он является ребенком-сиротой;

- ветераном АТО;

- лицо являлось недееспособным.

Кроме того, закон запрещает привлекать к прижизненному донорству лиц, которые болеют на психологические расстройства, содержатся в местах лишения воли, являются иностранцами либо лицами без гражданства, имеют болезни, которые могут быть переданы от донора к реципиенту, предоставляли ранее орган либо часть органа для трансплантации, у беременных женщин.

Следует отметить, что данный нормативно-правовой акт устанавливает обязанность государства обеспечить бесплатность медицинской помощи с применением трансплантации в соответствии с законом. Кроме того, предусмотрено, что исключительно изъятие гемопоетичных стволовых клеток может проводится на «платной основе» - с государственной компенсацией издержек, связанных с донорством.  Согласно закона, донор имеет право на бесплатное медицинское обследование и помощь в случае заболевания из-за донорства, +3 дня оплачиваемого отпуска, на пенсию по инвалидности в случае получения ее из-за потери органа.

Исходя из вышеизложенного, в скором будущем в Украине должна заработать эффективная система применения трансплантации. Во многом ее деятельность зависит не только от материального обеспечения со стороны государства, но и от уровня активности и сознательности населения. Каждый человек для себя должен ответить для себя на вопрос: а готов ли я быть донором?

 

 

 

 

   Анастасия Бабийчук 
   юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: трансплантация, закон, донор

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).