Доминанта

О правах потребителей

30 окт. 2017

В наше время супермаркеты стали неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый день или как минимум несколько раз в неделю Вы бываете в продуктовых магазинах. Задумывались ли Вы, что каждый раз совершая покупку в магазине, Вами заключается договор купли-продажи? Подтверждением заключения такого договора, является чек, который Вам выдает кассир. Когда Вы вступаете в правоотношения с субъектами хозяйствования (в данном случае речь пойдет именно о супермаркетах), Вами приобретается статус потребителя. Существует ряд нормативно правовых актов, которые гарантируют права потребителей. В данной статье мы разберемся в основных правах, о которых следует помнить, совершая покупки. Также нами будут рассмотрены наиболее частые случаи посягательства на права потребителя, которые происходят каждый день, и что в таких случаях делать.

Начать хотелось бы с определения механизма, по которому происходит покупка товаров в супермаркетах, магазинов с бытовой техникой и.т.д. Подходя к стенду, вы видите ценник, в котором указано наименование и цена товара – это по своей сути публичная оферта, что обозначает предложение от магазина заключить договор купли-продажи определенного товара неопределенному кругу лиц. Это делается для того, чтобы магазин не заключал письменные договоры отдельно с каждым клиентом.

Далее мы разберемся – какие права вы имеете как потребитель, заключая публичные договоры купли продажи.

  • Купив неупотребляемый товар надлежащего качества, который в последствии не подошел вам по цвету, фасону, габаритам или не может быть использован по назначению, у Вас есть право обратиться к продавцу в течение 14 дней для его замены. При условии, что товар не использовался по назначению. Не следует забывать, что существует перечень товаров, которые не подлежат возврату! С ними детально можно ознакомиться в перечне товаров, что не подлежат возврату, который утвержден Кабинетом Министров Украины (Постановление КМУ №216).
  • Практически каждый товар имеет свой гарантийный срок. Если на протяжении такого срока, Вами будет выявлен дефект товара, который очевидно присущ из-за действий продавца или производителя – Вы имеете право заявить требования о бесплатном устранении недостатков, о возврате денежных средств за товар или требовать обменять товар на аналогичный.
  • Вы имеете право на надлежащий уровень обслуживания – это значит, что продавец консультант при продаже товара должен довести до вашего ведома все существенные условия эксплуатации и спецификации товара.
  • Право на продукцию надлежащего качества, означает, что в случае покупки просроченного товара, продавец обязан вернуть за него деньги или обменять на такой же товар, но надлежащего качества.
  • Право на обращение в суд и другие органы для защиты Ваших нарушенных прав.

Важно помнить! Доказательством приобретения того или иного товара будет кассовый чек – обязательно сохраняйте его при покупке!

К сожалению, уровень правового воспитания в Украине достаточно низок и часто люди не знают своих прав. Еще печальнее то, что многие не уважают права других людей. Далее мы рассмотрим наиболее часто случающиеся ситуации нарушения прав потребителя.

Вас заставляют заплатить за случайно разбитый или испорченный товар.

У всех скорее всего была ситуация, когда вы случайно разбивали в магазине бутылку с каким-либо товаром или рассыпали что-то. В 90% случаев охранник или персонал магазина будет требовать от вас возмещения цены товара. В такой ситуации следует помнить, что статьей 323 Гражданского кодекса Украины предусмотрен риск случайного уничтожения и случайной порчи имущества. В соответствии с этой статьей такой риск несет собственник – в данном случае это супермаркет. Но не стоит забывать о том, что речь идет только о случайной порче или уничтожении имущества. В данной ситуации следует требовать от персонала магазина предоставить доказательства того, что в причинении вреда есть ваша вина.

Охранник заставляет сдать сумку в ячейку для хранения.

Очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда охранный персонал магазина настаивает на сдаче вашей сумки в ящик для хранения. Такие требования не являются законными, потому что супермаркет не несет ответственности за оставленные вами вещи – вы не заключаете с магазином договор хранения. В соответствии с порядком осуществления торговой деятельности вас могут попросить не заходить в торговый зал только с товарами, которые в нем реализуются.

Охрана пытается провести осмотр ваших вещей

Бывают ситуации, когда охрана магазина пытается провести осмотр ваших личных вещей или ваших покупок в принудительном порядке. Такие действия являются незаконными так как в соответствии с Законом Украины об охранной деятельности - такие действия персонал охраны имеет право осуществлять только по вашему добровольному согласию!

Цена в чеке не совпадает с той ценой, которую вы видели на ценнике

К сожалению, в наше время курс национальной валюты достаточно нестабилен и часто можно услышать от кассира, что еще не успели поменять ценники. Ценник, который вы видите на стенде является предложением продавца заключить договор купли-продажи, а цена в нем — это существенное условие. Статьей 691 Гражданского кодекса Украины определено, что у покупателя есть обязанность оплатить товар по той цене, которая указывается непосредственно в договоре купли-продажи. Отказать вам в заключении такого договора магазин не может, так как он предоставляет публичные услуги. Исходя из этого следует, что супермаркет обязан заключить договор купли-продажи с каждым, кто к нему обратился за этим (ст.633 Гражданского кодекса Украины).

Персонал запрещает проводить фото и видео съемку в торговом зале.

 В данном случае такой запрет тоже является неправомерным. Конституцией Украины гарантировано как право свободно собирать, использовать и распространять информацию, так и гарантирует право свободного доступа к информации о пищевых продуктах. Однако не стоит забывать, что распространять информацию о третьих лицах без их согласия, если они не несут публичную службу, запрещено. Таким образом, фотографировать или снимать на видео товар в магазинах разрешено.

При возникновении вышеописанных конфликтных ситуаций возможно отстаивать свои права различными способами.     

  1. Сделать соответствующую запись в книге жалоб;
  2. Урегулировать конфликтную ситуацию с администрацией магазина;
  3. При неправомерных действиях охранного персонала – обратиться в Полицию;
  4. Направить жалобу в государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защите потребителей (Держпродспоживслужба);
  5. Обратиться за защитой своих прав в Суд.

 

 

 

Федотов Максим                                                   

помощник юриста в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: права потребителей, защита прав

Рейтинг страницы: 4.2/5 на основе 6 оценок.




Другие новости


Отмена штрафов

Президент Украины Владимир Зеленский вызвал резонансное обсуждение со стороны общественности проведением инвентаризации указов, которые препятствовали развитию бизнеса.

Єдиний податок і ЗЕД…

Здавалося, що останнім часом кардинальних змін в регулюванні єдиного податку не сталось, пороте, досить часто на консультаціях з вуст клієнтів звучить інформація, що здійснення зовнішньоекономічної діяльності (ЗЕД) на спрощеній системі заборонено.  

В Одессе прокуратура возвращает себе функцию общего надзора, сама, как может.

В последние дни многие одесские предприниматели получили такие вот «письма счастья».