Доминанта

Об оформлении запросов о предоставлении публичной информации к отдельным категориям субъектов хозяйствования

27 февр. 2019

Закон Украины «О доступе к публичной информации» (далее — Закон) предоставляет довольно-таки широкие возможности практически неограниченному кругу лиц в части получения этой самой информации от большого круга её распорядителей. Однако, сами по себе права ничего не значат без наличия действенного механизма их применения с целью достижения желаемого результата. Немаловажной же частью данного инструментария безусловно является умение составить правильный запрос о предоставлении публичной информации, максимально затрудняющий соответствующему распорядителю вполне законно отказать в её предоставлении.

И если о порядке получения публичной информации от субъектов властных полномочий или бюджетников сказано и написано уже достаточно много, то вот относительно субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на рынке или являющихся естественными монополистами — гораздо меньше. Что ж, осветим этот вопрос поподробнее.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона публичная информация — это отраженная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных этим Законом.

Согласно же п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона распорядителями информации, помимо прочих, признаются также и субъекты хозяйствования, которые занимают доминирующее положение на рынке или наделены специальными или исключительными правами, или являются естественными монополиями, — в части информации относительно условий поставок товаров, услуг и цен на них.

И здесь следует обратить внимание именно на то, какую именно информацию в приложении к данным субъектам следует считать публичной. Как видим, таковой для них является только информация, непосредственно касающаяся их хозяйственной деятельности. То есть, формируя свой запрос, вы должны сознавать, что в данном случае допустимы вопросы только в пределах тех самых условий поставок товаров, услуг и цен на них. Все остальные запросы (касающиеся, к примеру, внутренней структуры этих предприятий, их кадрового состава, взаимоотношений с контрагентами, их финансового состояния и т. д.) вполне обоснованно будут отклонены, как не соответствующие вышеуказанному критерию отнесения к публичной информации. Не забывайте, что подавляющее большинство этих хозяйствующих субъектов даже будучи по форме коммунальными или государственными, всё равно являются коммерческими предприятиями, осуществляющими свою деятельность не за счёт бюджетного финансирования, а на принципах хозрасчёта. Поэтому и подход к ним, аналогичный подходу к бюджетным предприятиям, учреждениям или организациям в данном случае невозможен.

Также перед написанием своего запроса стоит наверняка убедится, что ваш адресат входит в круг естественных монополистов. Для этого можно обратиться к сводному перечню субъектов всех естественных монополий, размещённому на сайте Антимонопольного комитета Украины. Кроме того, соответствующие реестры субъектов природных монополий в сферах энергетики, теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотведения, захоронения бытовых отходов представлены также и на официальном сайте Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Итак, что же ещё, помимо самого́ чётко сформулированного в соответствии с вышеуказанными положениями Закона вопроса (или нескольких вопросов — тут уже вам решать) должно быть в запросе о предоставлении публичной информации?

Во-первых, хоть ч. 3 ст. 19 Закона и позволяет обращаться с запросом в любой форме на выбор запрашивающего (устной, письменной, телефоном, факсом, электронной почтой), но мы рекомендовали бы оформить запрос письменно. Причём, желательно направить его адресату с обязательным подтверждением о получении (к примеру — по почте с уведомлением о вручении, либо же путём подачи непосредственно адресату с получением соответствующей отметки или входящего номера корреспонденции). Дата получения запроса здесь крайне важна. Ведь именно от неё будут отсчитываться те пять рабочих дней, которые в соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона даются распорядителю информации на ответ.

Помимо имени (или наименования — для юридических лиц) запрашивающего, ваш запрос согласно ч. 5 ст. 19 Закона также должен содержать обратный почтовый адрес или адрес электронной почты (т. е. в данном случае достаточно будет указать даже только одну "электронку", на которую распорядитель информации и должен будет отправить вам свой ответ), номер средства связи (если такой есть), подпись и дату. Как видим — требований минимум. Поэтому в дополнение к ним советуем всё же указать ещё и форму, в которой вы желаете получить ответ, а также лишний раз напомнить распорядителю информации о своих законных правах и его обязанностях.

Например, в части вышеупомянутого уже предоставления ответа не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса согласно ч. 1 ст. 20 Закона.

Кроме того, ответ распорядителя информации о том, что информация может быть получена запрашивающим из общедоступных источников, или ответ не по существу запроса считается неправомерным отказом в предоставлении информации (ч. 2 ст. 22 Закона).

Также, распорядитель информации, не владеющий запрашиваемой информацией, но которому по статусу или характеру деятельности известно или должно быть известно, кто ею владеет, обязан направить этот запрос надлежащему распорядителю с одновременным уведомлением об этом запрашивающего (ч. 3 ст. 22 Закона).

Статьей 212-3 КУоАП предусмотрено наложение на должностных лиц штрафа за нарушение Закона Украины «О доступе к публичной информации», а именно: необоснованное отнесение информации к информации с ограниченным доступом, непредоставление ответа на запрос на информацию, непредоставление информации, неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление недостоверной информации.

В соответствии с п. 8-1 ч. 1 ст. 255 КУоАП протоколы по делам об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные лица секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека или представители Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.

Кроме того, пунктом 7 ч. 1 ст. 19 КАСУ установлено, что к компетенции административных судов относятся споры физических или юридических лиц с распорядителем публичной информации относительно обжалования его решений, действий или бездействия в части доступа к публичной информации.

К тому же, согласно ч. 2 ст. 24 Закона Украины «О доступе к публичной информации» лица, по мнению которых их права и законные интересы нарушены распорядителями информации, имеют право на возмещение материального и морального вреда в порядке, определенном законом.

Таким образом, в случае непредоставления надлежащего ответа на соответствующий запрос, запрашивающий всегда будет вправе обратиться с жалобой к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, а в дальнейшем — и в соответствующий суд.

Андрей Малявкин

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 2 оценок.




Другие новости


Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.