Доминанта

Об ответственности туроператора за срыв турпоездки

2 апр. 2019

Нередкими бывают случаи, когда поездка на отдых может омрачиться несоответствием качества изначально задекларированных при продаже тура услуг суровой реальности на месте, с который вы столкнётесь уже по приезду. И отель может оказаться не тот, и питание не совсем такое, да и вообще — всё окружающее вас может очень сильно отличаться от глянцевых рекламных буклетов и красивых фото в интернете. Но в таких ситуациях вы хотя бы смогли доехать до вожделенного места отдыха и уже потом, по возвращении, сможете потребовать возврата части стоимости оплаченных, но недополученных услуг. А как быть, если по вине туроператора или его агента у вас вообще сорвалась сама поездка? Рассмотрим пример из практики. 

Между гражданкой и туроператором (в лице его турагента) был заключён договор, по которому туроператор обязался организовать для несовершеннолетней дочери заказчицы поездку в Великобританию (через страны Евросоюза — Польшу, Германию, Нидерланды и Бельгию), а также представлять интересы дочери при подаче документов в консульство Великобритании и оплате услуг для оформления и получения въездных виз. При этом заказчица оплатила все услуги авансом и предоставила турагенту все необходимые для соответствующего оформления документы, в том числе — и оригинал заграничного паспорта дочери.

Следует отметить, что никаких замечаний относительно предоставленных документов (в части их несоответствия возможности осуществления заказанной туристической поездки) со стороны представителей туроператора заявлено не было. Более того, при оформлении британской визы в Киеве, куда заказчица ездила самолично, никаких претензий к предоставленным документам туроператор опять-таки не высказывал.

Однако, в первый же день тура дочь заказчицы была задержана на украинско-польской границе должностными лицами польской погранслужбы. Основанием для таких действий оказалось несоответствие личных документов дочери требованиям надлежащего порядка пересечения границы Евросоюза, а именно — у нее не было ни биометрического паспорта (позволяющего безвизовое пересечение гражданами Украины данной границы), ни соответствующей визы для въезда в страны Шенгенской зоны в имеющемся у нее загранпаспорте старого образца. В итоге — девушка не смогла даже начать полностью оплаченную туристическую поездку и была вынуждена вернуться домой, после чего естественно встал вопрос о возврате хотя бы тех средств, которые были уплачены за этот несостоявшийся тур.

Туроператор сперва пытался уйти от ответственности, ссылаясь на то, что он якобы брался оформлять только въезд в Великобританию, а не весь проезд до её границы через Евросоюз. Информация же о порядке безвизового въезда в страны ЕС является у нас чуть ли не общеизвестной. И якобы буквально все должны знать и понимать, что без биометрического паспорта въезд осуществляется в обычном визовом порядке. Однако после предъявления оператору соответствующей претензии, составленной нашими юристами, он сразу же пошёл на попятную и, не дожидаясь суда, вернул всю сумму полученной за сорванный тур предоплаты.

Какие же аргументы позволили нам добиться столь быстрого и позитивного результата? И как защитить свои права в аналогичных случаях, когда именно по вине туроператоров вы не только лишаетесь долгожданного отдыха, но ещё и несёте прямые убытки?

Прежде всего, ссылайтесь на часть вторую статьи 24 Закона Украины «О туризме», согласно которой субъекты туристической деятельности обязаны предоставлять туристам необходимую и достоверную информацию о туристических услугах, правах, обязанностях и правилах поведения туристов (экскурсантов), условиях страхования, порядке возмещения причиненных убытков, условиях отказа от услуг, правилах визового таможенного режима, пересечения государственной границы и другую информацию, предусмотренную настоящим Законом.

В соответствии же с пунктом 10 части четвёртой статьи 20 Закона Украины «О туризме» существенным условием договора на туристическое обслуживание являются правила въезда в страну (место) временного пребывания и правила пребывания там. Исходя из этих нормативных требований, всегда обращайте внимание на наличие в соответствующем договоре обязанности вашего контрагента в рамках выполнения посреднических услуг предоставить все необходимые сведения, в том числе — и об основных требованиях, предъявляемых к оформлению выездных и въездных документов.

Таким образом можно будет утверждать, что состоявшийся срыв туристической поездки произошел по вине туроператора или представлявшего его турагента. Ведь вопреки вышеуказанным предписаниям действующего законодательства и условиям заключённого договора представители обоих субъектов туристической деятельности во время проверки предоставленных документов не сообщили вам о необходимости их надлежащего оформления (как, к примеру, в вышеприведённом случае, где ни один из сотрудников обоих профессиональных агентов не удосужился разъяснить, что для поездки через Евросоюз следовало, помимо оформления въездной визы непосредственно в саму Великобританию, иметь ещё и биометрический паспорт или же соответствующую визу для въезда в страны Шенгенской зоны).

И все разговоры субъектов туристической деятельности о том, что якобы "это ведь все знают" можете смело пропускать мимо ушей. Вы не все и не обязаны знать всё. А вот их обязанность разъяснить вам все нюансы оформления соответствующих выездных и въездных документов напрямую прописана в Законе. Как и соответствующая ответственность, кстати.

Ваши же права, помимо прочего, защищены здесь ещё и положениями статьи 4 Закона Украины «О защите прав потребителей», согласно которой потребители во время приобретения, заказа или использования продукции, реализуемой на территории Украины, для удовлетворения своих личных потребностей имеют право на, в частности: необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции; возмещение имущественного и морального вреда, причиненного вследствие недостатков продукции, в соответствии с законом; обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав.

Так что смело требуйте своё, не позабыв в финале своей претензии указать, что в случае её неудовлетворения вы, руководствуясь статьёй 34 Закона Украины «О туризме», обязательно обратитесь уже в суд с соответствующим иском, в сумму которого помимо ваших прямых убытков будут включены ещё и требования о взыскании морального вреда, а также судебных расходов (в том числе и на правовую помощь). Материальный же ущерб будет рассчитан с учетом установленного индекса инфляции за всё время просрочки и трёх процентов годовых от просроченной суммы.

 

Андрей Малявкин

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Як залучити грошові кошти в ТОВ

Не секрет, що при створенні ТОВ учасники, як правило, несвідомо підходять до питання визначення розміру статутного капіталу майбутньої компанії. Як наслідок, в процесі реалізації подальшої господарської діяльності у товариства виникає необхідність розрахуватись за поставлений дорогий товар, надані послуги, а наявних у підприємства коштів не вистачає. Як правило учасники виходять з даної ситуації або шляхом надання учасниками ТОВ поворотної безвідсоткової фінансової допомоги або шляхом збільшення статутного капіталу товариства.

Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.

НОВЕ ЖИТТЯ ТОВАРИСТВ: АНАЛІТИКА ПРАВОЗАСТОСУВАННЯ ГОЛОВНОГО КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНУ МИНУЛОГО РОКУ

Вже майже півтора роки пройшло з моменту набрання чинності Законом України «Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю». І хоча красивої круглої дати сьогодні немає, все ж пропонуємо підвести деякі підсумки реалізації викладених в цьому принциповому для корпоративної сфери правового регулювання нормативному акті. Бо, як показує досвід роботи за минулий рік, далеко не всі товариства з обмеженою відповідальністю і товариства з додатковою відповідальністю навчилися правильно жити за новим законодавством.