Доминанта

Об уголовных проступках по порядку

2 мая 2019

Долгожданный закон об уголовных проступках, о котором говорят уже многие годы, наконец-то был принят Верховной Радой Украины и опубликован в газете «Голос Украины».

Какие же изменения вносит данный закон и как он будет работать, подробно рассмотрим в публикации.

В первую очередь необходимо отметить, что закон действительно направлен на улучшение и облегчение деятельности правоохранительных органов. Так, на сегодняшний день в Уголовном кодексе насчитывается примерно 780 составов преступлений, из которых четвертая часть является преступлениями небольшой тяжести, но при этом расследование преступлений небольшой тяжести становят практически 50%, то есть как результат это приводит к затягиванию расследования серьезных преступлений.

Закон вносит изменения в КУоАП, УК и КПК. Что касается первого нормативного документа, то закон исключает со ст. 130 КУоАП положение об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, тем самым криминализируя данный состав, вводя новую статью в УК (ст. 286-1).

Так, теперь понятие «преступление» в УК заменяется на «уголовное правонарушение» и вмещает в себя уголовный проступок и преступление.

Вносятся изменения и в классификацию преступлений, теперь они делятся на нетяжелые, тяжелые и особо тяжкие.

Под уголовным проступком имеется ввиду действие, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде штрафа не более 3000 н.м.д.г. (51 000 грн.) или же иное наказание, не связанное с лишением свободы. Всего предлагается около 126 составов уголовных проступков.

Подготовка к уголовному проступку, не будет влечь за собой уголовной ответственности, так же, как и подготовка к преступлению небольшой тяжести, до внесения изменений.

Если лицо засудят за уголовный проступок, то после отбывания наказания оно будет считаться таким, которое не имеет судимости.

Касательно изменений в КПК, проводить расследования уголовных проступков будут дознаватели - служебные лица подразделения дознания органа Национальной полиции, органа безопасности, органа, который осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, органа ГБР и др.

Расследование такого вида правонарушений будет проводиться в форме дознания с упрощенной процедурой.

Со дня сообщения лицу о подозрении досудебное расследование должно завершиться:

1) в течение семидесяти двух часов - в случае сообщения лицу о подозрении в совершении уголовного проступка или задержания лица в порядке, предусмотренном ч.4 ст. 298-2 УПК;

2) в течение двадцати дней - в случае сообщения лицу о подозрении в совершении уголовного проступка в случаях, если подозреваемый не признает вину или необходимости проведения дополнительных следственных (розыскных) действий, или совершения уголовного проступка несовершеннолетним;

3) в течение одного месяца - в случае сообщения лицу о подозрении в совершении уголовного проступка, если лицом заявлено ходатайство о проведении экспертизы в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 298-4 УПК.

Сроки расследования преступлений не меняются.

Кроме того, увеличивается перечень процессуальных источников доказательств в уголовных проступках, к ранее указанным в КПК источникам доказательств, добавляются:

  • пояснения лиц;
  • результаты медицинского освидетельствования;
  • заключения специалистов;
  • показания технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Подозреваемого в совершении уголовного проступка можно будет задержать без определения следственного судьи, суда, если лицо будет сопротивляться правоохранителю, отказываться прекратить совершать правонарушения, пытаться сбежать, находится в нетрезвом состоянии и может причинить вред себе и окружающим. Задержать такое лицо можно будет максимум на 3 часа, в некоторых случаях до 24 часов.

После задержания лица, дознаватель должен будет не позднее 72 часов с момента задержания лица (по ст. 298-2 УПК) предоставить прокурору все материалы, вместе с уведомлением о подозрении, о чем сразу же сообщает подозреваемому.

Прокурор, в свою очередь, должен не позднее чем через 3 дня после получения вышеуказанных материалов, а в случае задержания лица в порядке ст. 298-2 УПК, на протяжении 24 часов, совершить одно из нижеперечисленных действий:

1) принять решение о закрытии уголовного производства;

2) вернуть дознавателю уголовное производство с письменными указаниями о проведении процессуальных действий с одновременным продлением срока дознания до одного месяца и освободить задержанное лицо;

3) обратиться в суд с обвинительным актом, ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, или об освобождении от уголовной ответственности;

4) в случае установления признаков преступления направить уголовное производство для проведения досудебного следствия.

После получения обвинительного акта о совершении уголовного проступка суд в пятидневный срок, а в случае задержания лица - в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 298-2 УПК, безотлагательно назначает судебное разбирательство.

Кроме того, суд рассматривает обвинительный акт о совершении уголовного проступка без проведения судебного разбирательства в судебном заседании, при отсутствии участников судебного производства, если обвиняемый не оспаривает установленные во время дознания обстоятельства и согласен с рассмотрением обвинительного акта.

Как итог, стоит указать что закон вступит в силу с 1 января 2020 года и о его эффективности можно будет судить не ранее чем через год работы, но все таки принятие данного закона уже является позитивным моментом, который должен будет улучшить продуктивность работы наших правоохранительных органов в расследовании правонарушений.

 Юлия Макаровец

младший юрист АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Життя після скасування мораторію на валютні кредити

Вже зовсім скоро, 21.10.2019 року, буде введений в дію Кодекс з процедур банкрутства. Після одного року з дня введення в дію цього нормативно-правового акту, з 21.10.2020 року, втратить чинність ЗУ «Про мораторій на стягнення майна громадян України, наданого як забезпечення кредитів в іноземній валюті». Це означає, що введений у 2014 році мораторій, який дозволяв тимчасово не платити валютному позичальнику за іпотечні кредити і при цьому почуватись у відносній безпеці, відійде у минуле.

Спрощений порядок отримання громадянства для іноземців

25 серпня 2019 року набуде чинності ЗУ «Про внесення змін до деяких законів України щодо правового статусу іноземців та осіб без громадянства, які брали участь у захисті територіальної цілісності та недоторканності України» (надалі – Закон).

Згаданий нормативно-правовий акт вносить зміни в ЗУ «Про правовий статус іноземців та осіб без громадянства», і вже з 25 серпня 2019 року іноземці та особи без громадянства, які надавали посильну допомогу на території проведення антитерористичної операції зможуть протягом шести місяців з дня набрання чинності нового Закону звернутись до Міграційної служби України із заявою про оформлення посвідки на тимчасове проживання строком на 3 роки.  

До них відносяться: іноземці та особи без громадянства, які надавали інструкторську допомогу, а також які брали участь у виконанні бойових або службових завдань антитерористичної операції та/або заходів із забезпечення національної безпеки і оборони, відсічі і стримування збройної агресії Російської Федерації у Донецькій та Луганській областях.

Наслідки перевищення обсягів доходу «спрощенців»

Серед найпоширеніших порушень, які виявляє ДФС під час перевірок ФОПів-єдинників одне з перших місць займає недотримання умов перебування на спрощеній системі оподаткування. Для кожної з трьох груп платників єдиного податку, які передбачені ПКУ для фізичних осіб, встановлено окремі критерії, одним з яких являється граничний обсяг доходу, який ФОП-єдинник може отримати протягом календарного року. Далі в статті більш детально зупинимось на даних обмеженнях та розглянемо, які подальші кроки ФОП - платника ЄП у разі перевищення обсягу доходу, визначеного для платника відповідної групи.