Доминанта

Об уголовных проступках по порядку

2 мая 2019

Долгожданный закон об уголовных проступках, о котором говорят уже многие годы, наконец-то был принят Верховной Радой Украины и опубликован в газете «Голос Украины».

Какие же изменения вносит данный закон и как он будет работать, подробно рассмотрим в публикации.

В первую очередь необходимо отметить, что закон действительно направлен на улучшение и облегчение деятельности правоохранительных органов. Так, на сегодняшний день в Уголовном кодексе насчитывается примерно 780 составов преступлений, из которых четвертая часть является преступлениями небольшой тяжести, но при этом расследование преступлений небольшой тяжести становят практически 50%, то есть как результат это приводит к затягиванию расследования серьезных преступлений.

Закон вносит изменения в КУоАП, УК и КПК. Что касается первого нормативного документа, то закон исключает со ст. 130 КУоАП положение об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, тем самым криминализируя данный состав, вводя новую статью в УК (ст. 286-1).

Так, теперь понятие «преступление» в УК заменяется на «уголовное правонарушение» и вмещает в себя уголовный проступок и преступление.

Вносятся изменения и в классификацию преступлений, теперь они делятся на нетяжелые, тяжелые и особо тяжкие.

Под уголовным проступком имеется ввиду действие, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде штрафа не более 3000 н.м.д.г. (51 000 грн.) или же иное наказание, не связанное с лишением свободы. Всего предлагается около 126 составов уголовных проступков.

Подготовка к уголовному проступку, не будет влечь за собой уголовной ответственности, так же, как и подготовка к преступлению небольшой тяжести, до внесения изменений.

Если лицо засудят за уголовный проступок, то после отбывания наказания оно будет считаться таким, которое не имеет судимости.

Касательно изменений в КПК, проводить расследования уголовных проступков будут дознаватели - служебные лица подразделения дознания органа Национальной полиции, органа безопасности, органа, который осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, органа ГБР и др.

Расследование такого вида правонарушений будет проводиться в форме дознания с упрощенной процедурой.

Со дня сообщения лицу о подозрении досудебное расследование должно завершиться:

1) в течение семидесяти двух часов - в случае сообщения лицу о подозрении в совершении уголовного проступка или задержания лица в порядке, предусмотренном ч.4 ст. 298-2 УПК;

2) в течение двадцати дней - в случае сообщения лицу о подозрении в совершении уголовного проступка в случаях, если подозреваемый не признает вину или необходимости проведения дополнительных следственных (розыскных) действий, или совершения уголовного проступка несовершеннолетним;

3) в течение одного месяца - в случае сообщения лицу о подозрении в совершении уголовного проступка, если лицом заявлено ходатайство о проведении экспертизы в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 298-4 УПК.

Сроки расследования преступлений не меняются.

Кроме того, увеличивается перечень процессуальных источников доказательств в уголовных проступках, к ранее указанным в КПК источникам доказательств, добавляются:

  • пояснения лиц;
  • результаты медицинского освидетельствования;
  • заключения специалистов;
  • показания технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Подозреваемого в совершении уголовного проступка можно будет задержать без определения следственного судьи, суда, если лицо будет сопротивляться правоохранителю, отказываться прекратить совершать правонарушения, пытаться сбежать, находится в нетрезвом состоянии и может причинить вред себе и окружающим. Задержать такое лицо можно будет максимум на 3 часа, в некоторых случаях до 24 часов.

После задержания лица, дознаватель должен будет не позднее 72 часов с момента задержания лица (по ст. 298-2 УПК) предоставить прокурору все материалы, вместе с уведомлением о подозрении, о чем сразу же сообщает подозреваемому.

Прокурор, в свою очередь, должен не позднее чем через 3 дня после получения вышеуказанных материалов, а в случае задержания лица в порядке ст. 298-2 УПК, на протяжении 24 часов, совершить одно из нижеперечисленных действий:

1) принять решение о закрытии уголовного производства;

2) вернуть дознавателю уголовное производство с письменными указаниями о проведении процессуальных действий с одновременным продлением срока дознания до одного месяца и освободить задержанное лицо;

3) обратиться в суд с обвинительным актом, ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, или об освобождении от уголовной ответственности;

4) в случае установления признаков преступления направить уголовное производство для проведения досудебного следствия.

После получения обвинительного акта о совершении уголовного проступка суд в пятидневный срок, а в случае задержания лица - в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 298-2 УПК, безотлагательно назначает судебное разбирательство.

Кроме того, суд рассматривает обвинительный акт о совершении уголовного проступка без проведения судебного разбирательства в судебном заседании, при отсутствии участников судебного производства, если обвиняемый не оспаривает установленные во время дознания обстоятельства и согласен с рассмотрением обвинительного акта.

Как итог, стоит указать что закон вступит в силу с 1 января 2020 года и о его эффективности можно будет судить не ранее чем через год работы, но все таки принятие данного закона уже является позитивным моментом, который должен будет улучшить продуктивность работы наших правоохранительных органов в расследовании правонарушений.

 Юлия Макаровец

младший юрист АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.