Доминанта

Об услуге по поставке тепловой энергии в новом Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах»

23 нояб. 2018

Еще до вступления в силу 10 декабря прошлого года нового Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и введения в действие значительной его части в июне нынешнего, в СМИ и блогосфере уже были опубликованы десятки статей и материалов, в которых соответствующие специалисты и эксперты исследовали его достаточно подробно, отмечая при этом как позитивные, так и достаточно спорные новеллы относительно жилищно-коммунальных услуг (далее — ЖКУ) в целом.

Однако, учитывая начавшийся отопительный сезон и связанный с этим особый интерес к услуге теплоснабжения — попробуем сосредоточиться именно на этом вопросе в рамках анализа данного нормативного акта. Причем, не ставя себе целью просто скопировать все предыдущие упомянутые публикации, попробуем найти что-то действительно новое и где-то упущенное некоторыми нашими коллегами.

Так, к примеру, прежний Закон о ЖКУ предусматривал право потребителя «на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины» (п. 6 ч. 1 ст. 20).

Но вот аналогичная норма нового Закона претерпела в этой части значительные изменения. Теперь потребитель имеет право «на неоплату стоимости коммунальных услуг (кроме поставки тепловой энергии) в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период временного отсутствия в жилом помещении (ином объекте недвижимого имущества) потребителя и других лиц свыше 30 календарных дней, при условии документального подтверждения согласно условиям договоров о предоставлении коммунальных услуг» (п. 6 ч. 1 ст. 7).

Как видим, теперь потребитель полностью лишен права не платить за теплоснабжение в случае своего длительного отсутствия в жилище. С одной стороны, такое нововведение вполне логично, поскольку в домах старого жилого фонда даже в ваше отсутствие батареи центрального отопления продолжают исправно обогревать всю пустующую кубатуру помещений. Однако, при наличии современных средств балансировки систем отопления (от запорных кранов до термостатов, позволяющих минимизировать или вообще перекрыть поступление теплоносителя в систему) столь безусловный запрет выглядит не так уж и однозначно.

Тут, к слову, следует отметить и то, что пункт 29 все еще действующих Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению (утвержденных постановлением Кабмина № 630 от 21.07.2005), тем не менее, по-прежнему предоставляет потребителю право на уменьшение размера оплаты в случае его и/или членов его семьи временного отсутствия на основании письменного заявления и официального документа, подтверждающего его/их отсутствие. Конечно же со временем данный подзаконный акт будет приведен в соответствие с новым профильным законом, однако пока такая коллизия существует.

Еще одним интересным положением, введенным новым Законом, стала обязанность индивидуальных потребителей информировать управляющего и исполнителей коммунальных услуг (т.е. — в том числе и теплоснабжающую организацию) о смене собственника жилья (другого объекта недвижимого имущества) и о фактическом количестве лиц, постоянно проживающих в жилье потребителя, в случаях и порядке, предусмотренных договором (п. 11 ч. 2 ст. 7).

С данной нормой вполне корреспондируется еще и ч. 3 ст. 9 Закона, согласно которой дееспособные лица, проживающие и/или зарегистрированные в жилище потребителя, пользуются наравне с потребителем всеми жилищно-коммунальными услугами и несут солидарную ответственность по обязательствам по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Судя по всему, здесь законодатель поставил себе целью ввести в правовое поле огромное количество тех "мертвых душ", которые без какого бы то ни было оформления соответствующих правовых документов арендуют якобы пустующее жилье. По бумагам-то их там как бы и нет, но коммунальные услуги, при этом, они потребляют вполне реально. Соответственно — должны и оплачивать потребленное.

Насколько эффективны будут такие предписания покажет время, но выглядят они в отсутствие санкций за их неисполнение пока достаточно спорно. По всей видимости, ответственность потребителей в этой части может быть прописана в предусмотренном этим же Законом новом типовом договоре, до которого, в свою очередь, у правительства пока еще так и не дошли руки.

В следующий раз мы рассмотрим предоставленные новым Законом возможности в части расторжения договорных отношений в сфере теплоснабжения и связанного с этим отключения от систем централизованного отопления.

Андрей Малявкин

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Як будуть перевіряти працевлаштування інвалідів?

Нещодавно Кабінет Міністрів України своєю постановою  від 05 червня 2019 р.  № 466 змінив Порядок проведення перевірки підприємств, установ, організацій та фізичних осіб, які використовують найману працю.

Незаконное обогащение по-новому. Что предлагает законопроект Зеленского и почему Верховная Рада не спешит его рассматривать.

3 июня Президентом был внесён на рассмотрение Верховной Рады и определён как неотложный законопроект о незаконном обогащении № 10358.

Можливість визнання фізичної особи банкрутом як новела законодавства

Із прийняттям Кодексу України з процедур банкрутства в юридичній спільноті обговорюються актуальні питання і проблеми, пов’язані із цією сферою юридичної практики.