Доминанта

Об услуге по поставке тепловой энергии в новом Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах»

23 нояб. 2018

Еще до вступления в силу 10 декабря прошлого года нового Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и введения в действие значительной его части в июне нынешнего, в СМИ и блогосфере уже были опубликованы десятки статей и материалов, в которых соответствующие специалисты и эксперты исследовали его достаточно подробно, отмечая при этом как позитивные, так и достаточно спорные новеллы относительно жилищно-коммунальных услуг (далее — ЖКУ) в целом.

Однако, учитывая начавшийся отопительный сезон и связанный с этим особый интерес к услуге теплоснабжения — попробуем сосредоточиться именно на этом вопросе в рамках анализа данного нормативного акта. Причем, не ставя себе целью просто скопировать все предыдущие упомянутые публикации, попробуем найти что-то действительно новое и где-то упущенное некоторыми нашими коллегами.

Так, к примеру, прежний Закон о ЖКУ предусматривал право потребителя «на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины» (п. 6 ч. 1 ст. 20).

Но вот аналогичная норма нового Закона претерпела в этой части значительные изменения. Теперь потребитель имеет право «на неоплату стоимости коммунальных услуг (кроме поставки тепловой энергии) в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период временного отсутствия в жилом помещении (ином объекте недвижимого имущества) потребителя и других лиц свыше 30 календарных дней, при условии документального подтверждения согласно условиям договоров о предоставлении коммунальных услуг» (п. 6 ч. 1 ст. 7).

Как видим, теперь потребитель полностью лишен права не платить за теплоснабжение в случае своего длительного отсутствия в жилище. С одной стороны, такое нововведение вполне логично, поскольку в домах старого жилого фонда даже в ваше отсутствие батареи центрального отопления продолжают исправно обогревать всю пустующую кубатуру помещений. Однако, при наличии современных средств балансировки систем отопления (от запорных кранов до термостатов, позволяющих минимизировать или вообще перекрыть поступление теплоносителя в систему) столь безусловный запрет выглядит не так уж и однозначно.

Тут, к слову, следует отметить и то, что пункт 29 все еще действующих Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению (утвержденных постановлением Кабмина № 630 от 21.07.2005), тем не менее, по-прежнему предоставляет потребителю право на уменьшение размера оплаты в случае его и/или членов его семьи временного отсутствия на основании письменного заявления и официального документа, подтверждающего его/их отсутствие. Конечно же со временем данный подзаконный акт будет приведен в соответствие с новым профильным законом, однако пока такая коллизия существует.

Еще одним интересным положением, введенным новым Законом, стала обязанность индивидуальных потребителей информировать управляющего и исполнителей коммунальных услуг (т.е. — в том числе и теплоснабжающую организацию) о смене собственника жилья (другого объекта недвижимого имущества) и о фактическом количестве лиц, постоянно проживающих в жилье потребителя, в случаях и порядке, предусмотренных договором (п. 11 ч. 2 ст. 7).

С данной нормой вполне корреспондируется еще и ч. 3 ст. 9 Закона, согласно которой дееспособные лица, проживающие и/или зарегистрированные в жилище потребителя, пользуются наравне с потребителем всеми жилищно-коммунальными услугами и несут солидарную ответственность по обязательствам по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Судя по всему, здесь законодатель поставил себе целью ввести в правовое поле огромное количество тех "мертвых душ", которые без какого бы то ни было оформления соответствующих правовых документов арендуют якобы пустующее жилье. По бумагам-то их там как бы и нет, но коммунальные услуги, при этом, они потребляют вполне реально. Соответственно — должны и оплачивать потребленное.

Насколько эффективны будут такие предписания покажет время, но выглядят они в отсутствие санкций за их неисполнение пока достаточно спорно. По всей видимости, ответственность потребителей в этой части может быть прописана в предусмотренном этим же Законом новом типовом договоре, до которого, в свою очередь, у правительства пока еще так и не дошли руки.

В следующий раз мы рассмотрим предоставленные новым Законом возможности в части расторжения договорных отношений в сфере теплоснабжения и связанного с этим отключения от систем централизованного отопления.

Андрей Малявкин

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).