Доминанта

Об услуге по поставке тепловой энергии в новом Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах» (ч. 2)

11 дек. 2018

Продолжая нашу предыдущую публикацию, рассмотрим теперь предоставленные новым Законом возможности в части расторжения договорных отношений в сфере теплоснабжения и связанного с этим отключения от систем централизованного отопления.

Следует отметить, что именно по этому поводу было довольно-таки заметное оживление как на стадии формирования данного нормативного акта еще в качестве законопроекта, так и сразу после его принятия Верховной Радой. Большинство из обсуждений и слухов сводилось к тому, что новый Закон якобы наделит абонентов правом чуть ли не поквартирного отсоединения от систем централизованного отопления. Однако, источником всех этих домыслов, как правило, было банальное незнание (или же недостаточное понимание) истинного содержания правовой нормы и, что называется, пересказ с чужих слов.

Итак, какие же положения нового Закона могли подобным образом ввести в заблуждение какое-то количество наших неискушенных в тонкостях юриспруденции сограждан? Конечно же – это пункт 7 Заключительных и переходных положений данного Закона, который гласит:

В многоквартирных домах, в которых на день вступления в силу настоящего Закона не менее половины квартир и нежилых помещений отделены (отключены) от сетей централизованного отопления и централизованного снабжения горячей воды, собственники квартир и нежилых помещений, присоединенных к таким сетям, не обязаны, но имеют право исключительно по собственному решению в установленном порядке отделить (отключить) от них свою квартиру или нежилое помещение и устроить систему индивидуального теплоснабжения (отопления и/или горячего водоснабжения) в такой квартире или нежилом помещении.

Как видим, указанное право не является абсолютным и зависит от весьма значительного условия – непременного наличия в данном конкретном доме более, чем половины уже отсоединенных от централизованного отопления потребителей. Следовательно, и круг абонентов, могущих теперь рассчитывать на такое вот единоличное отключение по собственной воле не так уж и широк (много ли вы знаете домов, в которых с бо́льшей частью квартир и помещений их хозяева каким-то образом уже умудрились в прошлом провести аналогичные манипуляции?).

Таким образом, норма эта имеет довольно узкий коридор для применения и какого-то практического характера для широкого круга потребителей не имеет. Ведь поставить это самое ее применение, что называется, – на поток все равно не удастся в силу малочисленности домов с такими идеальными исходными условиями, которые прописаны в указанной норме Закона.

К тому же, тут следует учитывать еще и существующую здесь правовую коллизию. Ведь в свое время, еще приказом Минжилкоммунхоза № 169 от 06.11.2007 в соответствующий «Порядок отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения» были внесены изменения, общий смысл которых сводится к возможности отключения от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой только целого жилого дома, а не его отдельных помещений.

Решение же об отключении дома от системы централизованного отопления с устройством отопления индивидуального, при этом, должно быть поддержано всеми собственниками (уполномоченными лицами собственников) помещений в жилом доме. В отсутствие такого единогласного решения ни о какой возможности обустройства автономного отопления не может быть и речи. И судебная практика здесь однозначно исходит из той же позиции (см., например, постановление Верховного Суда в составе коллегии судей КАС от 27.02.2018 по делу № 234/1116/16-а).

Что же касается наличия какой-то значимой практики уже по новому Закону о жилищно-коммунальных услугах, то она пока, учитывая столь недолгое правоприменение данного нормативно-правового акта, в полной мере еще, к сожалению, не сформировалась. Единственное, на что можно было бы уже сослаться, так это на постановление Донецкого апелляционного административного суда от 19.06.2018 по делу № 234/15728/17.

В данном судебном решении апелляционная инстанция уже мотивирует отмену решения местного суда, удовлетворившего ранее иск об отключении единичного потребителя от централизованного отопления, помимо прочего, еще и отсутствием в материалах дела документального подтверждения отделения (отключения) от сетей централизованного отопления и централизованного снабжения горячей воды не менее, чем половины квартир многоквартирного дома, в котором расположена принадлежащая истцу квартира. И ссылается при этом уже на тот самый вышеупомянутый пункт 7 Заключительных и переходных положений нового Закона.

Таким образом, никаких всеобщих прав потребителей в части единоличного отсоединения от централизованного отопления в новом Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах» нет, а поквартирное отключение от сетей централизованного отопления по-прежнему запрещено все еще действующими специализированными подзаконными актами.

Андрей Малявкин

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: жилищно-коммунальные услуги

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).