Доминанта

Основания и порядок предоставления психиатрической помощи в принудительном порядке

13 нояб. 2017

По общему правилу психиатрическая помощь в Украине предоставляется гражданам по их информированному согласию либо согласию законных представителей.

Вместе с тем, психические расстройства — это очень специфическое заболевание, которое, в зависимости от ситуации, может приводить к тому, что лицо не сможет осознано дать соответствующее согласие либо отказ от него.

В таких случаях действующее законодательство в Украине предусматривает особый порядок для принудительной психиатрической помощи и лечения, которые применяются по решению суда, а именно: неотложная принудительная амбулаторная или стационарная психиатрическая помощь.

Что может послужить основанием для принудительного лечения?

Итак, ГПК Украины предусмотрено, что амбулаторная психиатрическая помощь в принудительном порядке может быть предоставлена в случае наличия у лица тяжелого психического расстройства, вследствие чего оно нанесет значительный вред своему здоровью.

Соответствующее заявление о предоставлении лицу амбулаторной психиатрической помощи направляется в суд врачом-психиатром с надлежащим аргументированием такой необходимости. Такое заявление подается в суд по месту проживания физического лица, которое нуждается в помощи.

В дальнейшем, если суд придет к выводу об удовлетворении поданного заявления, пациент должен осматриваться врачом не реже одного раза в месяц, а комиссией врачей-психиатров – не реже одного раза в 6 месяцев для решения вопроса о продолжении или прекращении предоставления ей такой помощи.

Ходатайство о прекращении предоставления лицу амбулаторной психиатрической помощи в принудительном порядке может направляться в суд самим лицом, которому предоставляется эта помощь, либо его законным представителем.

Однако такое право ограничено по срокам и подобное заявление может быть подано не ранее 3 месяцев с момента принятия судом решения о принудительном лечении.

Что касается госпитализации, то действующим законодательством предписано, что лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрическое учреждение без его согласия или без согласия его законного представителя, исключительно в случае, когда его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, то есть в стенах конкретного психиатрического учреждения. Такое заявление подается по местонахождению психиатрического учреждения.

При этом, необходимо установить факт наличия у этого лица тяжелого психического расстройства, вследствие чего оно совершает или проявляет реальные намерения совершить действия, представляющие непосредственную опасность для него или окружающих, или если это лицо не может самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности на уровне, обеспечивающем его жизнедеятельность.

Закон также предусматривает, что лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным, госпитализируется в психиатрическое учреждение по просьбе или с согласия его опекуна.

Вместе с тем, Решением Конституционного Суда N 2-рп / 2016 от 01.06.2016 года данное положение было признано неконституционным, поскольку госпитализация лица по просьбе его опекуна без судебного контроля не соответствует положениям Конституции.

Таким образом, указанные механизмы направлены на защиту прав и интересов как самого пациента, так и лиц, которые его окружают и безопасности которых могут угрожать те или иные действия лиц, страдающими психическими расстройствами.

 

   

 

    Виталий Булат 

    ведущий юрист ОА "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: психиатрическая помощь

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).