Доминанта

Особенности отчуждения прав на дочернее предприятие

30 окт. 2018

Такая организационно-правовая форма как «дочернее предприятие» предусмотрена рядом разрозненных норм законодательства, но целостной картины они не дают. В связи с этим возникают определенные сложности при применении законодательства, регулирующего переход прав на дочернее предприятие от одного субъекта хозяйствования к другому, поскольку приходится руководствоваться общими нормами Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины, либо нормами, применяемыми к другим организационно-правовым формам субъектов хозяйствования.

Так, согласно ст.ст. 80, 83 Гражданского кодекса Украины, юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и в иных формах, установленных законом. Одной из таких форм и является дочернее предприятие.

Понятие дочернего предприятия, с учетом особенностей его правового статуса, дано в ст.ст. 63, 126 Хозяйственного кодекса Украины. Согласно этих норм, дочернее предприятие является ассоциированным предприятием, т.е. связанным с другим предприятием (контролирующем предприятием или проще говоря материнским предприятием) отношениями экономической и организационной зависимости. При этом в отношении дочернего предприятия устанавливается решающая зависимость в виде контроля-подчинения за счет единоличного участия контролирующего предприятия в уставном капитале дочернего предприятия.

Учитывая способ образования дочернего предприятия и формирования его уставного капитала, данное предприятие относится к унитарным предприятиям. Такое предприятие создается одним учредителем, который выделяет необходимое для этого имущество, формирует в соответствии с законом уставный капитал, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через руководителя, который назначается учредителем, решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия.

Если контролирующее предприятие к тому же еще является и нерезидентом, то такое дочернее предприятие, согласно ст. 117 Хозяйственного кодекса Украины, будет считаться иностранным предприятием, т.е. предприятием, в уставном капитале которого иностранная инвестиция составляет сто процентов.

Правоотношения, возникающие в связи с участием в уставном капитале дочернего предприятия юридического лица-нерезидента, являются правоотношениями с иностранным элементом, соответственно к ним должны быть применены коллизионные нормы, предусмотренные Законом Украины «О международном частном праве».

Так, согласно ст.ст. 25, 29 указанного Закона, личным законом юридического лица считается право государства местонахождения юридического лица. Соответственно, при управлении и распоряжении соответствующими правами на дочернее предприятие, юридические лица-нерезиденты обязаны будут руководствоваться законодательством Украины.

Учитывая указанные особенности, решается и вопрос с заменой учредителя (участника) дочернего предприятия другим юридическим лицом в связи с отчуждением прав на дочернее предприятие.

В данном случае не возникает корпоративных прав как объекта права собственности контролирующего предприятия, поскольку по закону уставный капитал дочернего предприятия не разделяется на доли, а возникает право собственности на имущественные права в виде участия в уставном капитале дочернего предприятия. К содержанию таких имущественных прав, используя предусмотренную ст. 8 Гражданского кодекса Украины аналогию закона, можно применить ст.167 Хозяйственного кодекса Украины, определяющую содержание корпоративных прав. Таким образом, содержанием права участия в уставном капитале дочернего предприятия будут правомочия по управлению дочерним предприятием, получению прибыли дочернего предприятия и активов в случае его ликвидации, а также другие правомочия, предусмотренные законом и уставными документами.

Следовательно, по аналогии замена учредителя (участника) дочернего предприятия будет осуществляться путем отчуждения права собственности на имущественные права в виде участия в уставном капитале дочернего предприятия и внесении изменений в устав дочернего предприятия путем изложения его в новой редакции, в которой будет указан новый участник.

В соответствии со ст. 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований», для государственной регистрации изменения учредителя подаются следующие документы:

- заявление о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице;

- оригиналы (нотариально заверенные копии) решения контролирующего предприятия о замене учредителя (участника) в связи с отчуждением соответствующих прав и об утверждении устава дочернего предприятия в новой редакции и договора отчуждения права собственности на имущественные права в виде участия в уставном капитале дочернего предприятия;

- устав дочернего предприятия в новой редакции;

- документ об оплате административного сбора.

Если дочернее предприятие является еще и иностранным предприятием, то кроме того подается документ, подтверждающий регистрацию нового участника в стране его местонахождения (выписка из торгового, банковского, судебного реестра).

Стоит отметить, что судебная практика по данному вопросу практически отсутствует, поскольку, как уже отмечалось, дочернее предприятие является зависимым от материнского и унитарным, т.е. в нем нет долей других участников и соответственно минимизируется сама возможность возникновения споров в процессе владения данным предприятием и перехода прав на него.

В связи с изложенным, при подготовке и проведении сделок по отчуждению прав на дочернее предприятие следует всесторонне учитывать особенности его правового статуса, в первую очередь связанных с тем, что его уставный капитал не разделяется на доли, а соответственно нормы, регулирующие корпоративные отношения, могут применяться в данном случае только по аналогии закона.

Беседков Александр                                                  

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: дочернее предприятие

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Легализация теневых доходов - главное о новом законопроекте

Сама идея «нулевой» декларации не нова и активно обсуждается уже с 2015 года, но именно сейчас благодаря уникальной расстановке сил в парламенте законопроект № 1232 имеет все шансы быть принятым в самые сжаты сроки. Итак, какие теневые доходы смогут легализовать наши граждане и на каких условиях?

Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:

  • доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
  • доходов от преступной деятельности;
  • доходов, по которым налоговым органом было самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение