Доминанта

Особенности трудоустройства иностранцев для работодателя

16 марта 2018

Одной из самых существенных причин активных миграционных процессов по всему миру является привлечение трудовых ресурсов. Следует отметить, что в последнее время наш законодатель активно пытается повышать инвестиционную привлекательность страны, тем самым создавая более лояльные условия для трудоустройства иностранных граждан. Ведь вполне логично, что учредители компании с иностранным капиталом более охотно передадут выполнение ключевых функций на предприятии «своему» специалисту. Учитывая это, вопрос трудовой легализация является достаточно актуальным.

Основной закон гласит, что иностранцы и лица без гражданства, которые находятся на территории страны на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, что и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины.

Следовательно, иностранцы и лица без гражданства имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории Украины, но с определенными особенностями. Работодателям следует не забывать, что ст. 42 ЗУ «О занятости населения» позволяет трудоустроить иностранного работника только после получения разрешения от уполномоченного органа в сфере занятости. Как из любого правила, из этого требования есть исключения. Пожалуй, главными из них является то, что на трудоустройство иностранцев с постоянным видом на жительство, работников иностранных СМИ и постоянных иностранных представительств, иностранцев, получивших статус беженца или разрешение на иммиграцию данное правило не распространяется. Перечисленный перечень не является исчерпывающим и детально определен в п. 6 ст. 42 ЗУ «О занятости населения».

Во всех других случаях принятие на работу иностранцев без разрешения либо с нарушением установленного порядка является нарушением требований закона, за которое предусмотрено привлечение к ответственности.

Так, п.5. ст. 53 ЗУ «О занятости населения» предусматривает, что за трудоустройство без разрешения с работодателя взымается штраф в размере 20 минимальных з/п, установленных на момент выявления нарушения (на данный момент 74 460 грн.).

Кроме того, работодателям необходимо крайне внимательно относиться к ведению кадровых вопросов в отношении иностранцев. Закон предусматривает, что в случае:

-  изменения наименования юрлица-работодателя, его реорганизации, выделения, смены ФИО ФЛП-работодателя;

- оформления нового паспортного документа иностранцем;

-  смены названия должности, перевод на другую должность у одного работодателя в границах срока, на который выдано разрешение, - работодатель обязан обратиться для внесения изменений в разрешение на протяжении 30 дней после возникновения таких обстоятельств.

В случае нарушения данного требования работодатель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 10 минимальных з/п (на данный момент 37 230 грн.)

Кроме того, законодательно предусмотрена и административная ответственность должностных лиц работодателя (руководителей) либо работодателя-ФЛП за фактический допуск работника к выполнению трудовых обязанностей без получения разрешения в размере от 8500 до 17 000 грн. Повторное нарушение этим же должностным лицом установленных требований на протяжении года влечет штраф от 17 000 до 34 000 грн.

Учитывая вышеизложенное, принимая на работу иностранца работодатели во избежание привлечения к ответственности должны кроме «обычных» кадровых требований также внимательно соблюдать особенности трудоустройства иностранцев.

 

 

 

   Анастасия Бабийчук 

   юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: трудоустройство иностранцев, ответственность работодателя

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Легализация теневых доходов - главное о новом законопроекте

Сама идея «нулевой» декларации не нова и активно обсуждается уже с 2015 года, но именно сейчас благодаря уникальной расстановке сил в парламенте законопроект № 1232 имеет все шансы быть принятым в самые сжаты сроки. Итак, какие теневые доходы смогут легализовать наши граждане и на каких условиях?

Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:

  • доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
  • доходов от преступной деятельности;
  • доходов, по которым налоговым органом было самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение