Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Оспорить или оплатить?

2 марта 2017

В данной статье мы рассмотрим вопрос привлечения к ответственности за проведение строительных работ и обжалования действий контролирующих органов. Подавляющее большинство споров в сфере градостроительства возникают в связи с осуществлением органами государственного архитектурно-строительного контроля мероприятий, направленных на соблюдение требований законодательства в данной области.

Наиболее распространенной категорией дел является обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности. Процедуру обжалования действий и постановлений органов государственно-архитектурного контроль местных советов рассмотрим детально.

Прежде всего возникает вопрос: «В какой же суд необходимо обращаться с жалобой?» В соответствии со ст. 18 КАС Украины дела по обжалованию действий или бездействия должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти рассматриваются и решаются местным общим судом как административным судом или окружным административным судом по выбору истца. Поскольку рассматриваемые нами органы госархконтроля являются исполнительными органами местных советов, то применению подлежит именно приведенное правило подсудности. Итак, истцу предоставлено право выбора суда для обжалования постановления: окружной административный или местный суд, который также уполномочен рассматривать административные дела.

Кроме того, необходимо соблюдать сроки на обжалование. Так, ст. 289 КУоАП установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. А ст.5 ЗУ «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» предоставляет 15 дней на обжалование того же постановления. Так сколько же времени есть на подготовку административного иска и направления его в суд?  ЗУ «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» устанавливает срок на обжалование только для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (субъектов градостроительства), физические же лица должны соблюдать срока установленного КУоАП.  Во избежание претензий со стороны судебных органов рекомендую все же придерживаться минимального 10-дневного срока.

Стоит помнить, что штраф должен быть уплачен не позднее чем через пятнадцать дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае его обжалования - не позднее 15 дней после отказа в удовлетворении жалобы. В случае неуплаты правонарушителем в установленный срок, постановление подлежит принудительному исполнению, а размер штрафа удваивается.

Необходимо ли платить судебный сбор? ЗУ «О судебном сборе», который вступил в силу 1 ноября 2011 года, лица, подающие иск об отмене постановления о привлечении к административной ответственности не отнесены к кругу субъектов, освобожденных от уплаты судебного сбора. Однако вопрос взимания пошлины, кроме данного закона регулируется другим законодательством. В частности, согласно части четвертой статьи 288 КУоАП лицо, обжаловавшее постановление по делу об административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины. Кроме того, в этом случае необходимо исходить из того, что нормы части четвертой статьи 288 КоАП являются специальными нормами по сравнению с нормами закона о судебном сборе. Итак, за подачу в суд административного иска об отмене постановления по делу об административном правонарушении судебный сбор не уплачивается. На практике часто встречаются случаи, когда судьи все же отказывают в открытии производства на основании не уплаченного судебного сбора. Такие решения судей возможно и стоит оспаривать.

Наиболее распространенными основаниями отмены постановления о привлечении к административной ответственности являются:

- принятие постановления неуполномоченным работником органа архитектурно-строительного контроля. Уполномоченными лицами на принятие постановления является только руководитель соответствующего органа или его заместитель;

- неверное определения категории сложности объекта строительства и как следствие определения штрафа не соответствующего действительности;

- привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение дважды;

- привлечение к ответственности лиц, на самом деле не являются заказчиками строительства или исполнителями строительных работ;

- привлечение к ответственности за строительные работы, на которые вообще не требуется разрешение. Например, перепланировка квартиры без вмешательства в несущие конструкции и инженерные сети.

Работники контролирующего органа часто допускают ошибки, в результате которых достаточно легко обжаловать штраф. Поэтому, прежде чем платить штраф рекомендуем все же обратится к специалисту и выяснить есть ли законные основания привлечения к ответственности. При наличий оснований для обжалования все же лучше обратится в суд и защитить свои законные права.

 

 

   Игорь Козак 

   юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

 

Теги: ГАСК, штраф, обжалование

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Памятка для водителей. Основные права при остановке полицией

Несмотря на то, что прошла реформа органов Национальной полиции, на дорогах не редко бывают ситуации неправомерного поведения полицейских в отношении водителей. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать за случаями превышения своих служебных полномочий полицейскими. Это зачастую происходит из-за незнания своих прав и обязанностей как водителями, так и сотрудниками полиции.

Санкции санкциям рознь

Правовой институт специальных санкций за нарушения во внешнеэкономической деятельности давно известен украинскому законодательству – еще со времени принятия в 1991 году Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Изначально список санкций, предусмотренных ст. 37 данного Закона, был шире, однако из их числа со временем исключили антидемпинговые процедуры, урегулировав их применение отдельными законами, а наложение штрафа в качестве меры наказания не получило своего практического применения. Остались только два вида специальных санкций – индивидуальный режим лицензирования и временное прекращение внешнеэкономической деятельности на срок до 3 месяцев, с последующим переводом на индивидуальный режим лицензирования.

Высший антикоррупционный суд, коротко о главном

Коррупция в Украине представляет один из наиболее острых и болезненных вопросов. В мировом Индексе восприятия коррупции (СРІ) за 2016 год Украина получила 29 баллов из 100 возможных (где 100 - нет коррупции, 0 - сильная коррупция), при этом заняв 131 место из 176 стран. Согласно международной позиции экспертов именно отсутствие действенной судебной системы является одной из наиболее весомых преград на пути Украины в противодействии такому негативному явлению.