Доминанта

Оспорить или оплатить?

2 марта 2017

В данной статье мы рассмотрим вопрос привлечения к ответственности за проведение строительных работ и обжалования действий контролирующих органов. Подавляющее большинство споров в сфере градостроительства возникают в связи с осуществлением органами государственного архитектурно-строительного контроля мероприятий, направленных на соблюдение требований законодательства в данной области.

Наиболее распространенной категорией дел является обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности. Процедуру обжалования действий и постановлений органов государственно-архитектурного контроль местных советов рассмотрим детально.

Прежде всего возникает вопрос: «В какой же суд необходимо обращаться с жалобой?» В соответствии со ст. 18 КАС Украины дела по обжалованию действий или бездействия должностных или служебных лиц местных органов исполнительной власти рассматриваются и решаются местным общим судом как административным судом или окружным административным судом по выбору истца. Поскольку рассматриваемые нами органы госархконтроля являются исполнительными органами местных советов, то применению подлежит именно приведенное правило подсудности. Итак, истцу предоставлено право выбора суда для обжалования постановления: окружной административный или местный суд, который также уполномочен рассматривать административные дела.

Кроме того, необходимо соблюдать сроки на обжалование. Так, ст. 289 КУоАП установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. А ст.5 ЗУ «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» предоставляет 15 дней на обжалование того же постановления. Так сколько же времени есть на подготовку административного иска и направления его в суд?  ЗУ «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» устанавливает срок на обжалование только для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (субъектов градостроительства), физические же лица должны соблюдать срока установленного КУоАП.  Во избежание претензий со стороны судебных органов рекомендую все же придерживаться минимального 10-дневного срока.

Стоит помнить, что штраф должен быть уплачен не позднее чем через пятнадцать дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае его обжалования - не позднее 15 дней после отказа в удовлетворении жалобы. В случае неуплаты правонарушителем в установленный срок, постановление подлежит принудительному исполнению, а размер штрафа удваивается.

Необходимо ли платить судебный сбор? ЗУ «О судебном сборе», который вступил в силу 1 ноября 2011 года, лица, подающие иск об отмене постановления о привлечении к административной ответственности не отнесены к кругу субъектов, освобожденных от уплаты судебного сбора. Однако вопрос взимания пошлины, кроме данного закона регулируется другим законодательством. В частности, согласно части четвертой статьи 288 КУоАП лицо, обжаловавшее постановление по делу об административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины. Кроме того, в этом случае необходимо исходить из того, что нормы части четвертой статьи 288 КоАП являются специальными нормами по сравнению с нормами закона о судебном сборе. Итак, за подачу в суд административного иска об отмене постановления по делу об административном правонарушении судебный сбор не уплачивается. На практике часто встречаются случаи, когда судьи все же отказывают в открытии производства на основании не уплаченного судебного сбора. Такие решения судей возможно и стоит оспаривать.

Наиболее распространенными основаниями отмены постановления о привлечении к административной ответственности являются:

- принятие постановления неуполномоченным работником органа архитектурно-строительного контроля. Уполномоченными лицами на принятие постановления является только руководитель соответствующего органа или его заместитель;

- неверное определения категории сложности объекта строительства и как следствие определения штрафа не соответствующего действительности;

- привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение дважды;

- привлечение к ответственности лиц, на самом деле не являются заказчиками строительства или исполнителями строительных работ;

- привлечение к ответственности за строительные работы, на которые вообще не требуется разрешение. Например, перепланировка квартиры без вмешательства в несущие конструкции и инженерные сети.

Работники контролирующего органа часто допускают ошибки, в результате которых достаточно легко обжаловать штраф. Поэтому, прежде чем платить штраф рекомендуем все же обратится к специалисту и выяснить есть ли законные основания привлечения к ответственности. При наличий оснований для обжалования все же лучше обратится в суд и защитить свои законные права.

 

 

   Игорь Козак 

   юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

 

Теги: ГАСК, штраф, обжалование

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Проект ЗУ «Про працю»: чергова спроба оновлення законодавства

Буквально в останні дні минулого року Кабінет міністрів України встиг подати до Верховної ради проект ЗУ «Про працю» (надалі – Проект). Він має замінити прийнятий ще у 1971 році КЗпП, а також ЗУ «Про оплату праці», ЗУ «Про відпустки» та низку інших нормативно правових актів, в томі числі і тих, що були прийняті ще в СРСР та УРСР з питань трудових відносин. Наприклад, закон про житлово-комунальні послуги пропонують доповнити положенням, відповідно до якого право на отримання пільг та субсидій буде скасовуватись у разі встановлення судом факту виконання особою роботи (надання послуг) без укладення трудового договору.

В Новий рік з новими законами

Пропонуємо до вашої уваги традиційну щорічну публікацію про законодавчі новели нового року. Які законодавчі зміни приніс нам 2020 рік та чого чекати українцям в новому році розглянемо детально в даній статті.   

  1. Соціальні показники

Із 1 січня законом про Держбюджет на 2020 рік установлено розміри прожиткового мінімуму для працездатних осіб: із 1 січня – 2 102 грн, із 1 липня – 2 197 грн, із 1 грудня – 2 270 грн. Місячний розмір мінімальної заробітної плати становить 4 723 грн, погодинний – 28,31 грн. Податкова соціальна пільга в місяць – звичайна - 1051,0 грн.

Адвокати в Україні ще з 2010 року являються суб’єктами фінмоніторингу

Чи не кожний вже натрапив у стрічці новин на «тривожне нововведення» - закон поклав на адвокатів функції суб’єкта первинного фінансового моніторингу.

Автори цих новин посилаються на прийнятий 6 грудня 2019 року Закон України № 361-IX «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення» (далі –Закон 361-IX), який з 28 квітня 2020 року вступить в силу.