Доминанта

Отмена и обжалование временного ограничения физического лица в праве выезда за пределы Украины: процессуальные возможности защиты прав и законных интересов должника

10 дек. 2018

Достаточно часто физические лица, а также руководители юридических лиц, которые выступают должниками в исполнительном производстве, сталкиваются с неприятной ситуацией, в которой их право на свободу передвижения, в частности на пересечение государственной границы и выезд с территории Украины, ограничивается на вполне законных основаниях путем применения к ним в установленном действующим законодательством Украины порядке временных ограничений в праве выезда за пределы Украины.

Вопрос применения и соответственно снятия временных ограничений в праве выезда за пределы Украины урегулированы гражданским процессуальным кодексом Украины, Законом Украины «Об исполнительном производстве», Законом Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» и рядом других законов и подзаконных нормативно-правовых актов.

В соответствии с действующим законодательством Украины временное ограничение в праве выезда за пределы Украины может быть применено к должнику в рамках исполнительного производства двумя способами: административным, который заключается в вынесении государственным или частным исполнителем в рамках его полномочий соответствующего постановления о временном ограничении физического лица в праве выезда за пределы Украины в случаях, прямо предусмотренных Законом Украины «Об исполнительном производстве», и судебным, который в свою очередь состоит в вынесении местным судом, в территориальной юрисдикции которого осуществляется принудительное исполнение решения, Постановления о временном ограничении физического лица в праве выезда за пределы Украины. Государственный или частный исполнитель выносит описанное постановление исключительно в случае наличия задолженности по уплате алиментов, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за четыре месяца.

Вынесение Постановления о временном ограничении физического лица в праве выезда за пределы Украины осуществляется судом также по инициативе государственного или частного исполнителя по его мотивированному представлению, которое должно отвечать ряду законодательных требований. Основанием оформления такого представления исполнителем и соответственно главным основанием его удовлетворения и вынесения соответствующего определения суда является уклонение лица от исполнения решения, которое находится на стадии исполнения.

Для обжалования описанных выше процессуальных решений действующее законодательство Украины также предусматривает несколько возможностей. Что касается обжалования временного ограничения в праве выезда за пределы Украины, установленного постановлением государственного или частного исполнителя, то такое ограничение может быть обжаловано в порядке административного судопроизводства, как решения субъекта властных полномочий, а также в порядке гражданского судопроизводства на основании статьи 74 Закона Украины «Об исполнительном производстве», которая предусматривают обжалование решений, действий и бездеятельности государственного или частного исполнителя тем же судом, который выдал исполнительный документ.

Если же говорить о снятии временного ограничения в праве выезда физического лица за пределы Украины, установленного решением суда по соответствующему представлению государственного или частного исполнителя, то стоит отметить, что такое ограничение может быть отменено судом, который постановил решение о его применении, или обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции. Данные способы отличаются по особенностям оформления процессуальных заявлений, сущностью их мотивировочной части, сроками рассмотрения и окончательным решением, отменяющий временное ограничение в праве выезда за пределы Украины.

В данном контексте действующее законодательство Украины не предусматривает для должника ограничений в пользовании его процессуальными правами и позволяет одновременно использовать оба способа снятия временных ограничений в праве выезда за пределы Украины.

Стоит отметить, что все, перечисленные в данном обзорном аналитическом материале, способы возврата должнику возможности пересекать государственную границу и выезжать из Украины, имеют целый ряд присущих им процедурных особенностей, и в разных случаях в зависимости от конкретной ситуации эффективным и целесообразным может быть тот или иной из них, потому в каждой конкретной ситуации очень важно правильно выбрать необходимый способ защиты прав должника.

Андрей Иванов                                                

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.