Доминанта

Ответственность правоохранительных органов за причиненный вред

31 июля 2017

Вопрос ответственности за причинение ущерба правоохранительными органами своими незаконными действиями или бездействием в настоящее время довольно актуален.  Несовершенство действующего законодательства в данном сегменте позволяет нерадивым «операм» и иным подобным лицам практически безнаказанно нарушать права лиц при проведении оперативно-розыскных и следственных действий, причиняя при этом имущественный и моральный вред.

В частности, уголовно-процессуальным законом установлен четкий, не подлежащий расширительному толкованию, перечень действий или бездействия органов досудебного расследования, которые могут быть обжалованы на стадии досудебного расследования (ст. 303 УПК Украины). Но ведь, как часто бывает, в ходе проведения процессуальных действий могут быть нарушены права иных лиц, не имеющих прямого отношения к уголовному производству. Например, в ходе проведения обыска, очень часто нарушаются права собственника помещений или лиц, у которых изымается имущество, даже не указанное в постановлении следственного судьи. Все жалобы на действия следователя, не указанные в ч.1 ст. 303 УПК Украины могут быть предметом рассмотрения на стадии подготовительного судебного производства. Конструкция данной правовой нормы даже не предусматривает обязательного рассмотрения данных жалоб и принятия по ним решений судом.

Вы спросите, к чему мы упоминаем ст. 303 УПК если речь идет не об обжаловании определенных действий следователя, а о взыскании ущерба, причиненного действиями правоохранительных органов. Дело в том, что данные правоотношения регулируются Гражданским кодексом и специальным законом «О порядке возмещения, вреда, причинённого гражданину незаконными действиями органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, органов досудебного расследования, прокуратуры и суда».

Так вот, и Гражданский Кодекс и вышеуказанный закон предусматривают ответственность за причиненный вред именно незаконными действиями или бездействиями правоохранительных органов. А эта «незаконность»  может подтверждаться не только оправдательным приговором или постановлением о закрытии уголовного производства, но и обвинительным приговором или иным судебным актом (кроме определения о назначении нового рассмотрения)  - факта незаконного уведомления о подозрении, незаконного взятия и содержания под стражей, незаконного проведения обыска, выемки, незаконного наложения ареста на имущество, незаконного отстранения от работы и иных процессуальных действий, которые ограничивают или нарушают права и свободы граждан, незаконного проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Следовательно, в случае невозможности обжалования определенных действий следователя на стадии досудебного расследования, необходимо не упускать возможности установления незаконности таких действий на стадии судебного следствия.

Ну и напоследок, на примере Постановления ВСУ по делу № 638/11853/15-ц от 22.06.2017 г. хотелось рассказать о важности правильного выбора норм материального права, обосновывающих право лица на возмещение ему ущерба.

Согласно Фабулы дела, истец в 2002 году обратился в прокуратуру с заявлением о совершении преступления. В возбуждении уголовного дела было отказано. В дальнейшем постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено и возбуждено уголовное дело. На протяжении 8 лет данное уголовное дело 4 раза прекращалось и отменялись постановления о закрытии уголовного дела. Последний раз уголовное дело было закрыто в 2010 г.

В 2015 г. истец обратился в суд с иском о взыскании морального вреда с прокуратуры Харьковской области, причинённого незаконными действиями и бездействием, которые выразились в неоднократном вынесении незаконных постановлений о закрытии уголовного дела, в следствие чего на протяжении 8 лет истец должен был отвлекаться от обычной жизни, в связи с чем ему был причинен моральный ущерб. Факт вынесения незаконных постановлений подтверждается фактом их отмены прокуратурой области.

Отменяя решения нижестоящих инстанций, которыми иск был удовлетворен частично, Верховный Суд Украины разъяснил, что суды не верно применили правовые нормы, устанавливающие право лица на возмещение ущерба (ст. 1166,1167).

Ответственность правоохранительных органов за причинение вреда незаконными действиями или бездействием предусмотрена ст. 1176 ГК Украины, при этом в случае причинения ущерба иными (не указанными в ч.1 ст. 1176 ГК Украины) действиями правоохранительных органов, ущерб взыскивается на общих основаниях, а именно ст. 1173 и 1174 ГК Украины.

 

 

 

   Виталий Цвигун 

   руководитель судебной практики, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

Теги: правоохранительные органы, возмещение вреда

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).