Доминанта

Перечисление в бюджет НДФЛ обособленным подразделением юрлица: особенности определения места уплаты налога

15 марта 2018

Налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) является одним из основных источников пополнения сводного государственного бюджета Украины. Так, в 2016 году благодаря уплате данного налога бюджет получил почти 140 млрд. гривен. В 2017 году этот показатель будет еще больше, учитывая резкое увеличение размера минимальной заработной платы.

Для местных бюджетов НДФЛ вообще является основным источником наполнения, поскольку в структуре доходов занимает более половины от общей суммы поступлений, если не учитывать трансферты из центра. Неудивительно, что контролю за его уплатой Государственная фискальная служба уделяет повышенное внимание, а органы местного самоуправления активно ищут возможности для увеличения не только базы налогообложения, но и количества налогоплательщиков. В данной статье будут затронуты особенности уплаты НДФЛ обособленными подразделениями юридических лиц, поскольку в отличие от других налогов, закон устанавливает для плательщика, у которого есть обособленные подразделения, разные варианты порядка его перечисления в бюджет.

Понятие «обособленное подразделение» приведено в Хозяйственном кодексе Украины, в котором перечислены виды обособленных подразделений. К его же нормам в данном вопросе отсылает и Налоговый кодекс Украины. Итак, к обособленным подразделениям закон относит филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения. Такие обособленные подразделения не являются юридическими лицами и действуют на основании положения, утвержденного создавшим его предприятием. Также следует учитывать нормы Гражданского кодекса Украины, которые дают определения видам обособленных подразделений – филиалам и представительствам, различие которых в том, что филиал может осуществлять все или часть функций создавшего его юридического лица, а представительство может только представлять и осуществлять защиту его интересов.

В положении об обособленном подразделении создавшее его юридическое лицо, помимо прочего, может закрепить право обособленного подразделения самостоятельно начислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ. При выплате любых доходов физическому лицу подразделение будет обязано выступить в качестве его налогового агента, т.е. начислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, вместо таких лиц. Соответственно, налоговый агент несет и ответственность за не перечисление или несвоевременное перечисление налога в бюджет.

Если предприятие, создавшее обособленное подразделение, не закрепит в положении о нем право обособленного подразделения самостоятельно начислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ, то в таком случае само юридическое лицо и будет выступать налоговым агентом в отношении физического лица, которому выплачиваются доходы.

Интересная особенность в законодательном урегулировании порядка уплаты НДФЛ физических лиц существует касательно места такой уплаты, т.е. в бюджет какой территориальной громады поступит сумма налога. По общему правилу, установленному Бюджетным кодексом Украины, налоговый агент (как юридическое лицо, так и его обособленное подразделение) обязаны уплачивать НДФЛ по своему местонахождению. Нормы Налогового кодекса Украины повторяют данные положения, но одновременно устанавливают два важных момента.

Так, если юридическое лицо не закрепило в положении о созданном им обособленном подразделении прав самостоятельно начислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ, то такое юридическое лицо, как налоговый агент, будет обязано перечислить суммы НДФЛ по своему местонахождению. Однако в случае уплаты НДФЛ за физических лиц, которые являются работниками данного обособленного подразделения, даже если обособленное подразделение и не является налоговым агентом, НДФЛ подлежит уплате в местный бюджет по местонахождению обособленного подразделения.

Таким образом, при выплате заработной платы работникам обособленного подразделения, НДФЛ во всех случаях перечисляется в местный бюджет по местонахождению обособленного подразделения. В случае же, например, выплаты физическому лицу арендной платы за имущество, арендуемое для нужд обособленного подразделения, место уплаты НДФЛ будет зависеть от того, является ли обособленное подразделение налоговым агентом или нет.

В данной ситуации законодатель видимо исходил из того, что удерживаемый при выплате зарплаты работников НДФЛ должен пополнять бюджет той территориальной громады, на территории которой данные лица трудоустроены и с большой вероятностью проживают. Своего рода это плата за пользование плательщиками местной инфраструктурой, которая должна идти на создание комфортных условий проживания в данном населенном пункте. Налицо попытка стимулировать местные власти привлекать трудовые ресурсы, поскольку создание новых рабочих мест будет иметь не только опосредованный эффект на общее социально-экономическое состояние данной территории, но и прямой финансовый результат в виде дополнительных средств в местном бюджете.

Беседков Александр                                                  

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: НДФЛ, юрист по налогам

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).