Доминанта

Почему Верховная Рада не спешит с инаугурацией Зеленского и когда Украина получит нового Президента

14 мая 2019

Главной интригой последних дней стала дата инаугурации новоизбранного Президента - Владимира Зеленского. Причина ожесточённых дискуссий связана с возможностью досрочного прекращения новым главой государства полномочий Верховной Рады и лежит не только в политической, но и в юридической плоскости. Давайте рассмотрим возможные варианты развития событий и их последствия.

Согласно ст. 104 Конституции инаугурация президента должна состояться не позднее 30 дней с момента обнародования официальных результатов выборов. «Голос Украины» опубликовал их 3 мая и именно с этого дня начинается данный срок. Таким образом, по закону инаугурация Зеленского должна состояться не позднее 2 июня.

С другой стороны, народные избранники, понимая высокую вероятность роспуска Верховной Рады новым Президентом, не спешат его назначать. Основания для досрочного прекращения их полномочий налицо – в парламенте до сих пор не сформирована коалиция депутатских фракций. Но есть один важный нюанс - согласно ч. 5 статьи 90 Конституции полномочия Верховной Рады не могут быть досрочно прекращены Президентом в последние шесть месяцев срока её полномочий. Поэтому ключевым становится вопрос – до какой конечной даты Президент сможет воспользоваться своим правом роспуска парламента для чего необходимо установить дату окончания полномочий Верховной Рады действующего созыва.

Согласно ч. 5 статьи 76 Конституции Украины, срок полномочий Верховной Рады Украины составляет пять лет. При этом, согласно ч. 6 статьи 79 Конституции, полномочия народных депутатов Украины начинаются с момента принесения присяги. Именно поэтому в большинстве СМИ тиражируется информация о том, что Президент будет иметь возможность досрочно прекратить полномочия парламентариев только до 27 мая 2019 года включительно, поскольку 27 ноября 2014 года действующие народные депутаты приняли присягу и, следовательно, полномочия парламента VIII созыва истекают 27 ноября 2019 года.

Таким образом, можно предположить, что с высокой долей вероятности инаугурация состоится в период с 28 мая по 2 июня 2019 года, а не 19 мая как предложил сам Владимир Зеленский.

Но самое интересное, что по моему мнению даже после 27 мая народные избранники не смогут полностью чувствовать себя в безопасности, ведь команда юристов нового Президента может обосновать возможность роспуска парламента и после этой даты. Так согласно ч. 1 статьи 90 Конституции Украины, полномочия парламента прекращаются в день открытия первого заседания Верховной Рады нового созыва. Соответственно, Основной Закон определяет, что Верховная Рада является полномочной не в течение пяти лет, начиная со дня принесения присяги народными депутатами как пишут в СМИ, а в течение пяти лет, заканчивающихся в день открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва. Учитывая назначение очередных выборов в Верховную Раду на 27 октября 2019 года, сроки подведения итогов выборов и открытия первой сессии (50 дней) полномочия действующих парламентариев могут продлиться и до 16 декабря 2019 года, что в свою очередь даёт право Владимиру Зеленскому прекратить полномочия парламента в срок до 16 июня 2019 года, который превышает предельную дату его инаугурации 2 июня.

Также существенным моментом является ограниченная возможность судебного обжалования указа о роспуске Верховной Рады. Дело в том, что согласно ч.3 статьи 151 Кодекса административного судопроизводства не допускается обеспечение иска путём приостановки действия указов Президента. Судом первой инстанци в таком случае выступит Верховный Суд, а апелляция будет подана в Большую палату Верховного Суда. Таким образом, сам процесс обжалования указа может длиться значительно дольше времени отведённого на проведения внеочередных парламентских выборов.

В любом случае интрига сохраняется и думаю каждая из противоборствующих сторон имеет свою трактовку Конституции Украины, правильность которой подтвердит только время.

Теги:

Рейтинг страницы: 4.8/5 на основе 5 оценок.




Другие новости


Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.