Доминанта

Почему Верховная Рада не спешит с инаугурацией Зеленского и когда Украина получит нового Президента

14 мая 2019

Главной интригой последних дней стала дата инаугурации новоизбранного Президента - Владимира Зеленского. Причина ожесточённых дискуссий связана с возможностью досрочного прекращения новым главой государства полномочий Верховной Рады и лежит не только в политической, но и в юридической плоскости. Давайте рассмотрим возможные варианты развития событий и их последствия.

Согласно ст. 104 Конституции инаугурация президента должна состояться не позднее 30 дней с момента обнародования официальных результатов выборов. «Голос Украины» опубликовал их 3 мая и именно с этого дня начинается данный срок. Таким образом, по закону инаугурация Зеленского должна состояться не позднее 2 июня.

С другой стороны, народные избранники, понимая высокую вероятность роспуска Верховной Рады новым Президентом, не спешат его назначать. Основания для досрочного прекращения их полномочий налицо – в парламенте до сих пор не сформирована коалиция депутатских фракций. Но есть один важный нюанс - согласно ч. 5 статьи 90 Конституции полномочия Верховной Рады не могут быть досрочно прекращены Президентом в последние шесть месяцев срока её полномочий. Поэтому ключевым становится вопрос – до какой конечной даты Президент сможет воспользоваться своим правом роспуска парламента для чего необходимо установить дату окончания полномочий Верховной Рады действующего созыва.

Согласно ч. 5 статьи 76 Конституции Украины, срок полномочий Верховной Рады Украины составляет пять лет. При этом, согласно ч. 6 статьи 79 Конституции, полномочия народных депутатов Украины начинаются с момента принесения присяги. Именно поэтому в большинстве СМИ тиражируется информация о том, что Президент будет иметь возможность досрочно прекратить полномочия парламентариев только до 27 мая 2019 года включительно, поскольку 27 ноября 2014 года действующие народные депутаты приняли присягу и, следовательно, полномочия парламента VIII созыва истекают 27 ноября 2019 года.

Таким образом, можно предположить, что с высокой долей вероятности инаугурация состоится в период с 28 мая по 2 июня 2019 года, а не 19 мая как предложил сам Владимир Зеленский.

Но самое интересное, что по моему мнению даже после 27 мая народные избранники не смогут полностью чувствовать себя в безопасности, ведь команда юристов нового Президента может обосновать возможность роспуска парламента и после этой даты. Так согласно ч. 1 статьи 90 Конституции Украины, полномочия парламента прекращаются в день открытия первого заседания Верховной Рады нового созыва. Соответственно, Основной Закон определяет, что Верховная Рада является полномочной не в течение пяти лет, начиная со дня принесения присяги народными депутатами как пишут в СМИ, а в течение пяти лет, заканчивающихся в день открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва. Учитывая назначение очередных выборов в Верховную Раду на 27 октября 2019 года, сроки подведения итогов выборов и открытия первой сессии (50 дней) полномочия действующих парламентариев могут продлиться и до 16 декабря 2019 года, что в свою очередь даёт право Владимиру Зеленскому прекратить полномочия парламента в срок до 16 июня 2019 года, который превышает предельную дату его инаугурации 2 июня.

Также существенным моментом является ограниченная возможность судебного обжалования указа о роспуске Верховной Рады. Дело в том, что согласно ч.3 статьи 151 Кодекса административного судопроизводства не допускается обеспечение иска путём приостановки действия указов Президента. Судом первой инстанци в таком случае выступит Верховный Суд, а апелляция будет подана в Большую палату Верховного Суда. Таким образом, сам процесс обжалования указа может длиться значительно дольше времени отведённого на проведения внеочередных парламентских выборов.

В любом случае интрига сохраняется и думаю каждая из противоборствующих сторон имеет свою трактовку Конституции Украины, правильность которой подтвердит только время.

Теги:

Рейтинг страницы: 4.8/5 на основе 5 оценок.




Другие новости


Несвоєчасне надання публічної інформації розпорядником: як діяти

Кожен громадянин має право звертатися до розпорядника публічної інформації не залежно від того, яким чином ця інформація пов’язана із запитуючим.

Как зарегистрировать ООО с иностранным учредителем?

На практике часто возникают ситуации, когда в процессе расширения бизнеса или для привлечения иностранных инвестиций необходимо оперативно зарегистрировать ООО с учредителем-нерезидентом. Однако не всегда понятно, какую процедуру необходимо реализовать и в чем ее особенности. В данной статье рассмотрим наиболее частые вопросы, которые возникают в такой ситуации.

Авторское право на производное произведение: что нужно знать?!

Авторское право в нашей стране регламентирует Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон).