Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Подследственность уголовных дел: рекомендации Европейского Союза выполнены?

31 авг. 2016

Соблюдение требований по подследственности обеспечивает быстрое реагирование на каждое совершенное или готовящееся преступление, а также наиболее полное расследование уголовного преступления с учетом специфики деятельности различных правоохранительных ведомств.

На сегодняшний день Уголовно-процессуальный  кодекс Украины различает подследственность по категории преступлений и их видов (предметная, родовой признак), месту его совершения (территориальный признак), субъекту преступления (персональная признак). Каждый из видов подследственности не поглощает друг друга.

При реализации рекомендаций Европейского Союза по выполнению Украиной плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины уголовно-процессуальное законодательство претерпело значительных изменений в отношении предметной и персональной подследственности, при этом территориальная подследственность осталась неизменной. Как и раньше, сегодня досудебное расследование осуществляется следователем того органа досудебного расследования, под юрисдикцией которого находится место совершения уголовного преступления (ч. 1 ст. 218 УПК).

В уголовном процессе назначением предметной подследственности является разграничение полномочий по досудебному расследованию преступлений между следователями, которые принадлежат к разным ведомствам, равно как и назначение персональной подследственности.

С принятием Закона Украины "О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины по выполнению рекомендаций Европейского Союза по выполнению Украиной плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно уточнения подследственности органов досудебного расследования" за вновь созданными органами государственной власти, осуществляющими досудебное следствие было четко распределено расследование отдельных видов преступлений в отношении субъектов их совершивших.

Рассмотрим для начала кто может осуществлять досудебное следствие.

Согласно ч.1. ст.214 УПК Украины досудебное следствие осуществляется следователем, который определяется руководителем органа досудебного расследования. К органам досудебного расследования законодатель относит следственные подразделения органов Национальной полиции, Службы безопасности Украины, государственного бюро расследования, органов, которые осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, а также детективов Национального антикоррупционного бюро Украины.

         Итак, следственные подразделения органов Национальной полиции осуществляют досудебное расследование всех уголовных дел, кроме тех, которые отнесены к подследственности других органов досудебного расследования.

К подследственности Службы безопасности Украины в часности относятся преступления против основ национальной безопасности, контрабанда, преступления, связанные с терроризмом, преступления в сфере охраны государственной тайны и неприкосновенности государственной границы, преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка. Следователи органов, которые осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства расследуют в основном преступления в сфере хозяйственной деятельности.

Сложнее дело обстоит при разграничении полномочий для осуществления досудебного расследования между следователями государственного бюро расследования и детективами Национального антикоррупционного бюро Украины. Государственное бюро расследования осуществляет расследование военных преступлений, а также ведет досудебное следствие всех преступлений, которые совершены Президентом Украины, полномочия которого прекращены, Премьер-министром Украины, министром и его заместителями, Главой Нацкомисии по ценным бумагам и фондового рынка и его заместителями, Главой Антимонопольного комитета и его заместителями, Главой Фонда госимущества и его заместителями, Народным депутатом Украины, Директором Национального антикоррупционного бюро Украины, Генеральным прокурором Украины и его заместителями, Головой Нацбанка Украины и его заместителями, Служебными лицами Национального антикоррупционного бюро Украины лицом, должность которого принадлежит к категории "А", предусмотренной  Законом Украины "О государственной службе".

Детективы Национального антикоррупционного  бюро Украины осуществляют досудебное расследование некоторых преступлений в сфере хозяйственной деятельности, служебных преступлений, коррупционных преступлений и некоторых преступлений, связанных с присвоением оружия при наличии хотя бы одного из следующих условий:

- эти преступления совершены руководителями высших органов власти и их заместителями, лицом, должность которого принадлежит к категории "А" предусмотренной  Законом Украины "О государственной службе", депутатами муниципальных рад, должностным лицом местного самоуправления, судьями, инспекторами высшей квалифкомиссии судей, членом Высшей рады юстиции, прокурорами прокуратуры, высшим составом Национальной полиции, налоговой службы, Вооруженных Сил Украины, СБУ, руководителем предприятия, в уставном фонде которого более 50% государственной или коммунальной собственности;

- размер предмета преступления или причиненного вреда должен в 500 и больше раз превышать размер минимальной зарплаты.

Если возникают споры по подследственности, то они разрешаются прокурором в пределах его компетенции.

Парадокс состоит в том, что на сегодняшний день хотя и создано Государственное бюро расследований, однако в нем нет ни одного работника. В мае 2016 года был объявлен конкурс на замещение должностей директора и заместителей Государственного бюро расследований. В результате жестких требований, предъявляемых к кандидатам на замещение должностей из 82 человек, подавших документы к конкурсу допущены только 64.

Ввиду того, что Государственное бюро расследований еще не осуществляет свою деятельность, досудебное расследование подследственных им дел осуществляет прокуратура.

 Криворучко Виктория

адвокат АО "АФ "ДОМИНАНТА"

 

Теги: подсудность, уголовное производство

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Санкции санкциям рознь

Правовой институт специальных санкций за нарушения во внешнеэкономической деятельности давно известен украинскому законодательству – еще со времени принятия в 1991 году Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Изначально список санкций, предусмотренных ст. 37 данного Закона, был шире, однако из их числа со временем исключили антидемпинговые процедуры, урегулировав их применение отдельными законами, а наложение штрафа в качестве меры наказания не получило своего практического применения. Остались только два вида специальных санкций – индивидуальный режим лицензирования и временное прекращение внешнеэкономической деятельности на срок до 3 месяцев, с последующим переводом на индивидуальный режим лицензирования.

Высший антикоррупционный суд, коротко о главном

Коррупция в Украине представляет один из наиболее острых и болезненных вопросов. В мировом Индексе восприятия коррупции (СРІ) за 2016 год Украина получила 29 баллов из 100 возможных (где 100 - нет коррупции, 0 - сильная коррупция), при этом заняв 131 место из 176 стран. Согласно международной позиции экспертов именно отсутствие действенной судебной системы является одной из наиболее весомых преград на пути Украины в противодействии такому негативному явлению.

Что такое натуральный продукт и всегда ли он есть в природе

В борьбе за благосклонность потребителя производители продуктов питания идут на всевозможные маркетинговые хитрости. Все это делается для формирования у потребителя представление об уникальности и полезности данного товара. Однако, когда такие действия можно считать злоупотреблением со стороны производителей и нарушением прав потребителей, а когда такие действия не имеют подобного состава?