Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Правовые аспекты при открытии собственного стартапа

12 апр. 2018

Несмотря на то, что на сегодняшний день экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего, каждый день в Украине появляются новые предприниматели и новые бизнес модели. В последние годы существенную распространенность пробрело такое явление, как стартап. То есть окрыленные идеей люди ищут инвесторов для запуска собственного проекта, для того, чтобы в дальнейшем достичь желаемой цели. Но помимо идеи и инвестора, который готов вложить в Вас деньги, существует еще один важный аспект. Речь идет о надлежащем правовом оформлении Вашего стартапа.

В данной статье мы обратим внимания на важные юридические моменты, о которых стоит знать перед запуском такого рода бизнес проекта.

Особенностью такого явления как стартап, является то, что у одних людей есть идея, а у других есть деньги для ее воплощения в жизнь.

 1. Оформление привлечения средств

 Первым юридически значимым моментом является правильное оформлении передачи денег на реализацию идеи стартапа.

            Обычно передача средств осуществляется путем заключения:

  • договора займа;
  • договора о совместной деятельности;
  • договора о покупке корпоративных прав (при условии, что уже создано юридическое лицо);
  • инвестиционного договора (основные положения таких договоров регулируется Законом Украины «Об инвестиционной деятельности»);
  • договора конвертируемого займа (данный вид договоров распространен в IT сфере в США и в странах западной Европы. Он подразумевает под собой передачу средств с процентами или без них стартапу и в дальнейшем вместо возврата переданных средств, инвестору передается оговоренный объем акций/корпоративных прав компании стартапа. Таким образом происходит своего рода конвертирование денежных средств в долю компании).

 2. Регистрация

 

Следующим важным моментом является легализация вашего предприятия, то есть государственная регистрация, как субъекта предпринимательской деятельности.

Существует две наиболее оптимальные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности для стартапа: это регистрация физического лица-предпринимателя (ФЛП) и регистрация общества с ограниченной ответственностью (ООО).

У обеих форм есть свои преимущества и недостатки. Если говорить о ФЛП, то к преимуществам можно отнести:

 

 

-           отсутствие требования к формированию уставного капитала;

-           короткая и сравнительно легкая процедура регистрации;

-           относительно небольшой «интерес» со стороны контролирующих органов.

К недостаткам относится то, что в случае провала проекта, физическое лицо-предприниматель будет нести ответственность всем своим имуществом.

Говоря про общество с ограниченной ответственностью можно выделить следующие преимущества:

-           размер уставного капитала не регламентирован законодателем (это значит, что он может быть даже 100 гривен);

-           внести средства в уставной капитал можно на протяжении года или меньшего срока, который может быть предусмотрен в уставе. Такое решение оптимально если запущенна программа по сбору средств;

-           система управления обществом с ограниченной ответственностью обычно ограничивает полномочия директора, оставляя последнему управленческие функции, а все значимые решения принимает общее собрание участников. Такое условие привлекает инвесторов, так как они могут принимать непосредственное участие в принятии весомых решений;

-           в случае провала проекта все участники несут ответственность только в рамках своих вкладов в уставной капитал.

 Среди недостатков ООО можно выделить более сложную процедуры регистрации нежели физического лица-предпринимателя и усложненную процедуру принятия решений внутри самого общества.

3.  Налогообложение

 Далее необходимо решить вопрос с системой налогообложения. Пока стартап «молодой» и количество участников в нем, не существенно, да и заоблачной прибыли в первые же секунды его существования не ожидается, целесообразным будет выбрать упрощённую систему налогообложения. Упрощенная система делится на 4 группы, первая и четвертая вам навряд-ли подойдет, так как первая подразумевает собой работу без привлечения наемного труда и общим количеством заработка не более 300 000 тысяч гривен в год, а четвертая предназначена для ведения сельскохозяйственного бизнеса.

В зависимости от количества сотрудников и реальных прогнозов Вашей прибыли стоит обратить внимание на вторую и третью группу. Они являются наиболее оптимальными на начальных этапах деятельности Вашего предприятия.

 4. Договорные отношения между создателями идеи

Далее исходя из необходимости можно заключить договор между авторами идеи стартапа (создателями), который еще называется учредительный договор. В таком договоре можно описать следующие пункты:

  • то, что создание проекта основывается на свободном волеизъявлении сторон;
  • урегулирование вопросов, связанных с правами интеллектуальной собственности, то есть грубо говоря, предусмотреть какая идея, кому принадлежит;
  • совместные вложения в проект (кто, за что отвечает);
  • порядок распределения прав и обязанностей в случае провала проекта, и так далее.

 5. Интеллектуальная собственность

 

Стартап обычно подразумевает под собой нечто новое и инновационное, поэтому актуальным является вопрос регистрации прав интеллектуальной собственности.

Не стоит забывать, что создавая логотипы, программы, инновационные бизнес идеи и т.д., им необходимо обеспечить надлежащую правовую защиту. Ведь когда наступит время и Ваш стартап превратиться в успешное предприятие с гудвиллом и миллионными оборотами, множество недобросовестных лиц попробует нежится на Вашем успехе, копируя почти 1 в 1 Ваши логотипы и другие объекты интеллектуальной собственности.         В вопросе с договорным оформлением работы лиц, которые будут трудиться на благо стартапа, картина не так однозначна и все зависит в первую очередь от рода и характера деятельности предприятия. Конечно же использовать гражданско-правовые договора (предоставление услуг, подряд и т.д.) удобнее и попросту выгоднее, но в данном вопросе существует множество нюансов и на каждый случай необходимо рассматривать отдельно. Поэтому однозначного ответа на вопрос: работать с сотрудниками по трудовому или по гражданско-правовому договору, просто нет.

Таким образом можно сделать вывод, что помимо самой идеи, так же необходимо заранее подумать о юридической стороне организации стартапа. Ведь следуя простым рекомендациям можно защитить себя и свои идеи, а также предотвратить огромные расходы как денежных средств, так и времени в случае, если что-то пойдет не так.

 

 

 

   Федотов Максим                                                   

   помощник юриста в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Безопасность и качество пищевых продуктов: когда обязательна регистрация производственных мощностей

В Украине с 20.09.2015г. действует система контроля за производством и оборотом пищевых продуктов, в соответствии с которой операторы рынков пищевых продуктов до начала эксплуатации обязаны получать эксплуатационные разрешения на мощности по производству и хранению пищевых продуктов животного происхождения, а в случае эксплуатации заведений общественного питания и заведений розничной торговли – обязаны проходить государственную регистрацию мощностей по производству/обороту пищевых продуктов.

Идет налоговая проверка… Что дальше? (часть 2-я)

Повторная проверка

Следует отметить, что такого понятия в налоговом законодательстве не существует и под ней мы подразумеваем внеплановую документальную проверку, которую контролирующий орган может назначить в случаях, если налогоплательщиком подано:

- возражения к акту проверки и/или дополнительные документы;

- административную жалобу на принятое по результатам проверки налоговое уведомление-решение (НУР).

Идет налоговая проверка… Что дальше? (часть 1)

Я глубоко убежден, что лучшая проверка та, которой не было.