Доминанта

Прекращение «прописки» бывшего владельца

24 янв. 2017

Приобретая жилой дом или квартиру, покупатель самостоятельно или при помощи юристов тщательно проверяет объект покупки в части наличия:

         -        арестов и обременений, как на собственнике, так и на самом объекте;

         -        судебных споров касательно приобретаемого объекта;

         -        задолженности за жилищно – эксплуатационные услуги;

         -        регистрации места проживания несовершеннолетних лиц в приобретаемом доме или квартире.

Согласно законодательству Украины наличие регистрации места проживания совершеннолетних лиц в продаваемом объекте не является преградой при его отчуждении. Итак, что же делать в случае, когда Вы приобрели квартиру, в которой прописан бывший собственник и члены его семьи?

Частью первой статьи 383 ГК Украины и статьей 150 ЖК УССР закреплены положения, согласно которым граждане, имеющие в частной собственности дом (часть дома), квартиру, пользуются им (ею) для личного проживания и проживания членов их семей и других лиц, имеющих право распоряжаться этой собственностью по своему усмотрению. Частью первой статьи 156 ЖК УССР предусмотрено, что члены семьи собственника жилого дома, проживающие вместе с ним в доме, пользуются жилым помещением наравне с собственником дома, если при их вселении не было иного соглашения о порядке пользования этим помещением. Аналогичную норму содержит и статья 405 ГК Украины.

Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Право собственности считается нарушенным, если в квартире «прописаны» лица не состоящие в родственных связях с владельцем и не имеющие иных законных оснований на проживание в квартире. Устранения препятствий в осуществлении права пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе жилым помещением путем снятия лица с регистрационного учета, зависит от решения вопроса о праве пользования такого лица жилым помещением в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства.

Часть 1 ст. 405 ГК Украины содержит специальную норму, которая определяет основания для получения права на пользование жильем, а именно наличие одновременно двух условий:

1) быть членом семьи собственника;

2) проживать в жилом помещении вместе с владельцем.

Отсутствие хотя бы одного из условий, указанных в ст. 405 ГК Украины является основанием для прекращения права пользования чужим имуществом и соответственно является основанием для прекращения прописки.

Анализ вышеуказанных норм дает основания для вывода о том, что снятие с регистрации места проживания бывшего собственника и членов его семьи зависит от признания их в судебном порядке такими, что утратили право проживания в определенной квартире или доме.

 

Игорь Козак

юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

 

Теги: недвижимость, регистрация места проживания

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Легализация теневых доходов - главное о новом законопроекте

Сама идея «нулевой» декларации не нова и активно обсуждается уже с 2015 года, но именно сейчас благодаря уникальной расстановке сил в парламенте законопроект № 1232 имеет все шансы быть принятым в самые сжаты сроки. Итак, какие теневые доходы смогут легализовать наши граждане и на каких условиях?

Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:

  • доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
  • доходов от преступной деятельности;
  • доходов, по которым налоговым органом было самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение

 

Перевірки Держпраці: версія 2.0. Що змінилося?

Кабінет Міністрів України своєю Постановою № 823 від 21 серпня 2019 р. «Деякі питання здійснення державного нагляду та контролю за додержанням законодавства про працю» (далі – Постанова № 823), затвердив новий порядок, за яким будуть здійснюватися перевірки додержання законодавства про працю.

Повноваження щодо проведення перевірок знову отримали не тільки інспектори самої Держпраці, але й інспектори праці органів самоврядування.