Доминанта

Проблемные вопросы строительства на землях сельскохозяйственного назначения

17 апр. 2018

Данный вопрос является весьма актуальным в связи с тем, что экспорт сельскохозяйственной продукции является одной из основных статей доходов украинской экономики, наряду с экспортом металла и IT-услуг. Однако в структуре ее экспорта высокую долю до сих пор занимает сырье с небольшим процентом добавленной стоимости. В результате доходы от продажи готовых продуктов питания оседают в карманах зарубежные перерабатывающих предприятий, а украинским сельскохозяйственным производителям приходится довольствоваться ролью их сырьевого придатка.

Итак, возможно ли строить на землях сельскохозяйственного назначения? Сразу ответим по существу озвученной проблемы – да, возможно. Но только для определенных целей.

Эти цели в общем виде очерчены ст. ст. 19, 22 Земельного кодекса Украины. Согласно указанным нормам, землями сельскохозяйственного назначения являются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции и размещения соответствующей производственной инфраструктуры.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся, среди прочего, несельскохозяйственные угодья, которыми являются земли под хозяйственными зданиями и дворами и т.д. Земли сельскохозяйственного назначения могут передаваться в собственность или пользование сельскохозяйственным предприятиям для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственным производителем, согласно норм Налогового кодекса Украины, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, которое занимается производством сельскохозяйственной продукции и ее переработкой на собственных или арендованных мощностях и осуществляет операции по ее поставке.

Таким образом, субъект хозяйствования может размещать на переданных ему в собственность или в пользование несельскохозяйственных угодьях в составе земель сельскохозяйственного назначения производственные мощности для переработки непосредственно им выращенной, собранной, изготовленной, производимой сельскохозяйственной продукции.

А в случае необходимости изменить вид угодий (например, пашни) с сельскохозяйственного на несельскохозяйственный, необходимо разработать проект землеустройства по обеспечению упорядочения угодий, заказав его разработку в специализированной организации или у сертифицированного инженера-землеустроителя, а затем самостоятельно его утвердить и, руководствуясь ст. 21 Закона Украины «О землеустройстве», подать измененные сведения об угодьях земельного участка в Государственный земельный кадастр. Такие проекты, согласно ст. 186 Земельного кодекса Украины, не требуют чьего-либо согласования.

То есть закон не исключает возможности для сельскохозяйственного производителя построить на принадлежащих ему земельных участках сельскохозяйственного назначения, например, цех по производству чипсов из картофеля, собранного данным производителем на этих же полях, либо хлебопекарное производство, использующее муку из пшеницы собственного урожая. Это сразу же удешевит стоимость продукции за счет отсутствия транспортных расходов по перевозке собранного урожая к месту переработки и расходов по его сохранению в товарном виде во время доставки.

В тоже время, использование земель сельскохозяйственного назначения для размещения производств несельскохозяйственного характера (кроме производственной инфраструктуры, обслуживающий сам процесс засевания, выращивания и сбора сельхозкультур) либо для переработки сельскохозяйственной продукции, произведенной третьими лицами, будет считаться использованием их с нарушением целевого назначения. Данные действия являются административным правонарушением, за которое ст. 53 Кодекса об административных правонарушениях Украины предусмотрена ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере от пятнадцати до тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан (от 255 до 510 гривен), что совсем немного.

Однако более серьезные последствия предусмотрены, если указанные действия повлекли выведение земель из сельскохозяйственного оборота (что наверняка произойдет) - в таком случае наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 254 Уголовного кодекса Украины, предусматривающая максимальную ответственность в виде ограничения воли на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Надеемся, что украинские сельскохозяйственные производители сотрудничают с квалифицированными юридическими советниками, которые предупреждают о всех подводных камнях законодательства в данном вопросе и подсказывают верные пути для их преодоления.

Беседков Александр                                                  

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).