Доминанта

Продолжаем разбирать Закон о валюте: ретроспективная ответственность

13 мая 2019

С 07.02.2019г. в Украине действуют новые правила осуществления валютных операций, установленные Законом Украины «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон о валюте), согласно которым снимаются все ограничения на валютные операции, кроме двух: обязательности расчетов на территории Украины в национальной валюте – гривне, кроме случаев, прямо установленных законом, и письменном декларировании наличной валюты в сумме, равной или превышающей эквивалент 10 тыс. евро, при ее провозе через границу. Все остальные ограничения могут устанавливаться Нацбанком только временно и только при нестабильной финансовой ситуации в Украине (что он и сделал на период до 07.08.2019г. – о них шла речь в предыдущих статьях) либо такие ограничения связаны с борьбой с отмыванием средств, полученных преступным путем или используемых для финансирования терроризма.С 07.02.2019г. в Украине действуют новые правила осуществления валютных операций, установленные Законом Украины «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон о валюте), согласно которым снимаются все ограничения на валютные операции, кроме двух: обязательности расчетов на территории Украины в национальной валюте – гривне, кроме случаев, прямо установленных законом, и письменном декларировании наличной валюты в сумме, равной или превышающей эквивалент 10 тыс. евро, при ее провозе через границу. Все остальные ограничения могут устанавливаться Нацбанком только временно и только при нестабильной финансовой ситуации в Украине (что он и сделал на период до 07.08.2019г. – о них шла речь в предыдущих статьях) либо такие ограничения связаны с борьбой с отмыванием средств, полученных преступным путем или используемых для финансирования терроризма.

Одновременно возникает вопрос, что же делать в ситуации, когда та или иная операция с валютой уже не является нарушением по новому закону, но начало такой операции или ее полное завершение относится к периоду, когда новый закон еще не вступил в силу. Будет ли в этом случае нести ответственность за валютные нарушения субъект хозяйствования или гражданин?

Исходя из смысла статьи 58 Конституции Украины, которая предусматривает обратное действие нормативно-правовых актов, смягчающих или отменяющих ответственность лица, и которая является нормой прямого действия, такие лица должны быть освобождены от ответственности.

Но законодатель по-иному урегулировал данный вопрос специальной нормой в Законе о валюте.

Так, согласно ч. 8 ст.16 Закона, субъекты валютных операций, которые до дня введения в действие данного Закона нарушили требования Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля", Указа Президента Украины от 27 июня 1999 года № 734/99 "Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства " и (или) нормативно-правовые акты Национального банка Украины по вопросам валютного регулирования и контроля, несут ответственность, предусмотренную законодательством Украины, действовавшему на день совершения таких нарушений.

Основываясь на данной норме, за нарушения, совершенные до введения в действие Закона о валюте, например за открытие счета в иностранном банке без индивидуальной лицензии либо за невыполнение требований по декларированию валютных ценностей, к лицам, их совершившим, будут применяться соответствующие финансовые и административные санкции.

Однако данная норма Закона о валюте явно противоречит нормам Конституции Украины, а именно уже упоминавшейся выше ст. 58, которая не устанавливает никаких исключений в ее применении. Таким образом, при применении таких штрафных санкций к субъекту хозяйствования или гражданину, они имеют право обжаловать наложение данных штрафных санкций, ссылаясь на неконституционность нормы, которая устанавливает ретроспективное применение ответственности.

В случае же, если не удастся добиться справедливости в судах общей юрисдикции, остается обращаться в Конституционный Суд Украины. Тут есть два способа, предусмотренных Законом Украины «О Конституционном Суде Украины». Первый – обратиться к субъектам права на конституционное представление, среди которых Президент Украины и народные депутаты Украины, с тем, чтобы они подали в Конституционный Суд Украины письменное ходатайство о признании норм, содержащихся в ч. 8 ст.16 Закона о валюте неконституционными. Второй – обратиться самим с конституционной жалобой.

Такую возможность дает ст. 55 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины». Согласно ей, конституционной жалобой является письменное ходатайство о проверке на соответствие Конституции Украины (конституционности) Закона Украины (его отдельных положений), которые были применены в конечном судебном решении по делу субъекта права на конституционную жалобу.

Какой вариант защиты своих прав вы изберете, зависит от ваших возможностей и желания их защищать. В любом случае рекомендуется проявить настойчивость и отстоять свою правоту – для этого есть все законные основания.

 

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Життя після скасування мораторію на валютні кредити

Вже зовсім скоро, 21.10.2019 року, буде введений в дію Кодекс з процедур банкрутства. Після одного року з дня введення в дію цього нормативно-правового акту, з 21.10.2020 року, втратить чинність ЗУ «Про мораторій на стягнення майна громадян України, наданого як забезпечення кредитів в іноземній валюті». Це означає, що введений у 2014 році мораторій, який дозволяв тимчасово не платити валютному позичальнику за іпотечні кредити і при цьому почуватись у відносній безпеці, відійде у минуле.

Спрощений порядок отримання громадянства для іноземців

25 серпня 2019 року набуде чинності ЗУ «Про внесення змін до деяких законів України щодо правового статусу іноземців та осіб без громадянства, які брали участь у захисті територіальної цілісності та недоторканності України» (надалі – Закон).

Згаданий нормативно-правовий акт вносить зміни в ЗУ «Про правовий статус іноземців та осіб без громадянства», і вже з 25 серпня 2019 року іноземці та особи без громадянства, які надавали посильну допомогу на території проведення антитерористичної операції зможуть протягом шести місяців з дня набрання чинності нового Закону звернутись до Міграційної служби України із заявою про оформлення посвідки на тимчасове проживання строком на 3 роки.  

До них відносяться: іноземці та особи без громадянства, які надавали інструкторську допомогу, а також які брали участь у виконанні бойових або службових завдань антитерористичної операції та/або заходів із забезпечення національної безпеки і оборони, відсічі і стримування збройної агресії Російської Федерації у Донецькій та Луганській областях.

Наслідки перевищення обсягів доходу «спрощенців»

Серед найпоширеніших порушень, які виявляє ДФС під час перевірок ФОПів-єдинників одне з перших місць займає недотримання умов перебування на спрощеній системі оподаткування. Для кожної з трьох груп платників єдиного податку, які передбачені ПКУ для фізичних осіб, встановлено окремі критерії, одним з яких являється граничний обсяг доходу, який ФОП-єдинник може отримати протягом календарного року. Далі в статті більш детально зупинимось на даних обмеженнях та розглянемо, які подальші кроки ФОП - платника ЄП у разі перевищення обсягу доходу, визначеного для платника відповідної групи.