Доминанта

Продолжаем разбирать Закон о валюте: ретроспективная ответственность

13 мая 2019

С 07.02.2019г. в Украине действуют новые правила осуществления валютных операций, установленные Законом Украины «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон о валюте), согласно которым снимаются все ограничения на валютные операции, кроме двух: обязательности расчетов на территории Украины в национальной валюте – гривне, кроме случаев, прямо установленных законом, и письменном декларировании наличной валюты в сумме, равной или превышающей эквивалент 10 тыс. евро, при ее провозе через границу. Все остальные ограничения могут устанавливаться Нацбанком только временно и только при нестабильной финансовой ситуации в Украине (что он и сделал на период до 07.08.2019г. – о них шла речь в предыдущих статьях) либо такие ограничения связаны с борьбой с отмыванием средств, полученных преступным путем или используемых для финансирования терроризма.С 07.02.2019г. в Украине действуют новые правила осуществления валютных операций, установленные Законом Украины «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон о валюте), согласно которым снимаются все ограничения на валютные операции, кроме двух: обязательности расчетов на территории Украины в национальной валюте – гривне, кроме случаев, прямо установленных законом, и письменном декларировании наличной валюты в сумме, равной или превышающей эквивалент 10 тыс. евро, при ее провозе через границу. Все остальные ограничения могут устанавливаться Нацбанком только временно и только при нестабильной финансовой ситуации в Украине (что он и сделал на период до 07.08.2019г. – о них шла речь в предыдущих статьях) либо такие ограничения связаны с борьбой с отмыванием средств, полученных преступным путем или используемых для финансирования терроризма.

Одновременно возникает вопрос, что же делать в ситуации, когда та или иная операция с валютой уже не является нарушением по новому закону, но начало такой операции или ее полное завершение относится к периоду, когда новый закон еще не вступил в силу. Будет ли в этом случае нести ответственность за валютные нарушения субъект хозяйствования или гражданин?

Исходя из смысла статьи 58 Конституции Украины, которая предусматривает обратное действие нормативно-правовых актов, смягчающих или отменяющих ответственность лица, и которая является нормой прямого действия, такие лица должны быть освобождены от ответственности.

Но законодатель по-иному урегулировал данный вопрос специальной нормой в Законе о валюте.

Так, согласно ч. 8 ст.16 Закона, субъекты валютных операций, которые до дня введения в действие данного Закона нарушили требования Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля", Указа Президента Украины от 27 июня 1999 года № 734/99 "Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства " и (или) нормативно-правовые акты Национального банка Украины по вопросам валютного регулирования и контроля, несут ответственность, предусмотренную законодательством Украины, действовавшему на день совершения таких нарушений.

Основываясь на данной норме, за нарушения, совершенные до введения в действие Закона о валюте, например за открытие счета в иностранном банке без индивидуальной лицензии либо за невыполнение требований по декларированию валютных ценностей, к лицам, их совершившим, будут применяться соответствующие финансовые и административные санкции.

Однако данная норма Закона о валюте явно противоречит нормам Конституции Украины, а именно уже упоминавшейся выше ст. 58, которая не устанавливает никаких исключений в ее применении. Таким образом, при применении таких штрафных санкций к субъекту хозяйствования или гражданину, они имеют право обжаловать наложение данных штрафных санкций, ссылаясь на неконституционность нормы, которая устанавливает ретроспективное применение ответственности.

В случае же, если не удастся добиться справедливости в судах общей юрисдикции, остается обращаться в Конституционный Суд Украины. Тут есть два способа, предусмотренных Законом Украины «О Конституционном Суде Украины». Первый – обратиться к субъектам права на конституционное представление, среди которых Президент Украины и народные депутаты Украины, с тем, чтобы они подали в Конституционный Суд Украины письменное ходатайство о признании норм, содержащихся в ч. 8 ст.16 Закона о валюте неконституционными. Второй – обратиться самим с конституционной жалобой.

Такую возможность дает ст. 55 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины». Согласно ей, конституционной жалобой является письменное ходатайство о проверке на соответствие Конституции Украины (конституционности) Закона Украины (его отдельных положений), которые были применены в конечном судебном решении по делу субъекта права на конституционную жалобу.

Какой вариант защиты своих прав вы изберете, зависит от ваших возможностей и желания их защищать. В любом случае рекомендуется проявить настойчивость и отстоять свою правоту – для этого есть все законные основания.

 

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.