Доминанта

Прокуроры под прицелом

15 сент. 2017

В новой редакции Закона «О Прокуратуре» были реализованы ряд новаций, в том числе создание Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и Генеральной инспекции. Вместе с тем, если полномочия САП уже были определены Законом, то Генеральная инспекция, как некий тайный орган, осталась практически незамеченной. Закон не регулировал ни порядка ее создания, ни ее полномочий и обязанностей.

Создаваясь под началом Генерального прокурора, Генеральная инспекция руководствовалась лишь положением о ней, которое утверждалось Генеральным прокурором Украины.

В то же время, учитывая особую важность возложенных на нее функций, среди которых расследование преступлений, совершенных прокурорами, в случае реальной деятельности инспекции действительно необходима регламентация полномочий данного подразделения на законодательном уровне, в том числе и в УПК Украины.

На рассмотрении в Верховной раде Украины зарегистрирован Законопроект № 6553 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на обеспечение деятельности Генеральной инспекции», который 06.09.2017 г. рекомендован Комитетом ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительных органов к принятию в первом чтении за основу.

Согласно данного законопроекта, создаваясь в структуре Генеральной прокуратуры Генеральная инспекция будет независимым органом, который должен защищать прокуратуру от внутренней коррупции.

Данное структурное подразделение будет создано по образу офиса Генеральной инспекции Департамента юстиции США, и отчасти напоминать наши бывшие внутренние отделы безопасности (ВБ).

Этот орган сможет тайно проверять обращения о возможной коррумпированности сотрудников прокуратуры, выявлять, раскрывать и расследовать коррупционные и другие наиболее резонансные умышленные должностные преступления, которые совершаются прокурорско-следственными работниками всех уровней, а также проверять факты несоответствия имущественного состояния прокуроров их официальным доходам, устанавливать происхождение такого имущества и средств, ликвидировать коррупционные схемы

            К основным функциям Генеральной инспекции будут отнесены:

  • Осуществление полномочий в отношении досудебного расследования уголовных правонарушений, совершенных прокурорами и работниками органов прокуратуры;
  • Осуществление надзора за соблюдением законов во время оперативно-розыскной деятельности, досудебного расследования в отношении прокуроров и сотрудников прокуратуры;
  • Подержание публичного обвинения в соответственных производствах (кроме случаев, отнесенных к компетенции САП и случаев, предусмотренных ст. 8-2 этого Закона);
  • Организация проведения служебных расследований в отношении прокуроров и сотрудников органов прокуратуры, и их учет;
  • Проведение ежегодной проверки добропорядочности прокуроров;
  • Предотвращение правонарушениям в органах прокуратуры;
  • Проведение внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности органов прокуратуры и заведений, учреждений органов прокуратуры;
  • Обеспечение соблюдения информационной безопасности в Генеральной прокуратуре Украины

Что ж, в скором времени Генеральная инспекция сможет осуществлять свои полномочия в соответствии с законом, но будет ли в этом прок покажет только время, ведь может оказаться что создание очередного органа это замкнутый круг, и необходимо будет создавать еще один орган призванный бороться с коррупцией в самой Генеральной инспекции.

Согласно информации с сайта Генеральной прокуратуры Инспекция провела в текущем году 200 служебных расследований в отношении прокуроров, из которых 40 привлечены к дисциплинарной ответственности, большинство из которых уволены.

 

 

 

   Виталий Цвигун 

   руководитель судебной практики, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

Теги: прокуратура Украины, Генеральная инспекция

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Зміни у сфері державної реєстрації нерухомості та корпоративних прав

Боротьба з рейдерством – один із основних меседжів нової влади. Так, початком практичних змін в даному напрямі має стати законопроект №1056-1 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності», за який у другому читанні ВР проголосувала 03.10.2019 року. На дату публікації даної статті закон готується на підпис.

«Краще — ворог доброго» або трошки про «1210».

Ми продовжуємо розглядати законопроекти нової влади і на черзі один з найбільш одіозних документів – законопроект № 1210 під гарною назвою «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві».

Щоправда, той поспіх, з яким Верховна Рада приймає закони, навряд чи дозволить усунути неузгодженості, а, скоріше за все, може їх тільки додати.

Про зміни, яких зазнає сфера фінансових послуг з набранням чинності новим законом

20 вересня 2019 року прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту прав споживачів фінансових послуг» (Проект №1085-1), далі за текстом – Закон.

Нагадаємо, що в 2015 році майже аналогічний законопроект (Проект №2456-д) вже подавався на  розгляд Верховної Ради, був підготовлений до другого читання в 2017 році але так і залишився неприйнятим.

Ні для кого не буде новиною, що громадяни України мають досить невисокий рівень фінансової грамотності.