Доминанта

Прокуроры под прицелом

15 сент. 2017

В новой редакции Закона «О Прокуратуре» были реализованы ряд новаций, в том числе создание Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и Генеральной инспекции. Вместе с тем, если полномочия САП уже были определены Законом, то Генеральная инспекция, как некий тайный орган, осталась практически незамеченной. Закон не регулировал ни порядка ее создания, ни ее полномочий и обязанностей.

Создаваясь под началом Генерального прокурора, Генеральная инспекция руководствовалась лишь положением о ней, которое утверждалось Генеральным прокурором Украины.

В то же время, учитывая особую важность возложенных на нее функций, среди которых расследование преступлений, совершенных прокурорами, в случае реальной деятельности инспекции действительно необходима регламентация полномочий данного подразделения на законодательном уровне, в том числе и в УПК Украины.

На рассмотрении в Верховной раде Украины зарегистрирован Законопроект № 6553 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на обеспечение деятельности Генеральной инспекции», который 06.09.2017 г. рекомендован Комитетом ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительных органов к принятию в первом чтении за основу.

Согласно данного законопроекта, создаваясь в структуре Генеральной прокуратуры Генеральная инспекция будет независимым органом, который должен защищать прокуратуру от внутренней коррупции.

Данное структурное подразделение будет создано по образу офиса Генеральной инспекции Департамента юстиции США, и отчасти напоминать наши бывшие внутренние отделы безопасности (ВБ).

Этот орган сможет тайно проверять обращения о возможной коррумпированности сотрудников прокуратуры, выявлять, раскрывать и расследовать коррупционные и другие наиболее резонансные умышленные должностные преступления, которые совершаются прокурорско-следственными работниками всех уровней, а также проверять факты несоответствия имущественного состояния прокуроров их официальным доходам, устанавливать происхождение такого имущества и средств, ликвидировать коррупционные схемы

            К основным функциям Генеральной инспекции будут отнесены:

  • Осуществление полномочий в отношении досудебного расследования уголовных правонарушений, совершенных прокурорами и работниками органов прокуратуры;
  • Осуществление надзора за соблюдением законов во время оперативно-розыскной деятельности, досудебного расследования в отношении прокуроров и сотрудников прокуратуры;
  • Подержание публичного обвинения в соответственных производствах (кроме случаев, отнесенных к компетенции САП и случаев, предусмотренных ст. 8-2 этого Закона);
  • Организация проведения служебных расследований в отношении прокуроров и сотрудников органов прокуратуры, и их учет;
  • Проведение ежегодной проверки добропорядочности прокуроров;
  • Предотвращение правонарушениям в органах прокуратуры;
  • Проведение внутреннего аудита финансово-хозяйственной деятельности органов прокуратуры и заведений, учреждений органов прокуратуры;
  • Обеспечение соблюдения информационной безопасности в Генеральной прокуратуре Украины

Что ж, в скором времени Генеральная инспекция сможет осуществлять свои полномочия в соответствии с законом, но будет ли в этом прок покажет только время, ведь может оказаться что создание очередного органа это замкнутый круг, и необходимо будет создавать еще один орган призванный бороться с коррупцией в самой Генеральной инспекции.

Согласно информации с сайта Генеральной прокуратуры Инспекция провела в текущем году 200 служебных расследований в отношении прокуроров, из которых 40 привлечены к дисциплинарной ответственности, большинство из которых уволены.

 

 

 

   Виталий Цвигун 

   руководитель судебной практики, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

Теги: прокуратура Украины, Генеральная инспекция

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Як будуть перевіряти працевлаштування інвалідів?

Нещодавно Кабінет Міністрів України своєю постановою  від 05 червня 2019 р.  № 466 змінив Порядок проведення перевірки підприємств, установ, організацій та фізичних осіб, які використовують найману працю.

Незаконное обогащение по-новому. Что предлагает законопроект Зеленского и почему Верховная Рада не спешит его рассматривать.

3 июня Президентом был внесён на рассмотрение Верховной Рады и определён как неотложный законопроект о незаконном обогащении № 10358.

Можливість визнання фізичної особи банкрутом як новела законодавства

Із прийняттям Кодексу України з процедур банкрутства в юридичній спільноті обговорюються актуальні питання і проблеми, пов’язані із цією сферою юридичної практики.