Доминанта

ProZorro: эволюция системы публичных закупок

14 апр. 2016

С 1 апреля 2016 года вступил в законную силу Закон Украины «О публичных закупках» для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования (госпредприятий). С 1 августа 2016 года он станет обязательным для всех заказчиков, которыми являются: органы государственной власти; органы местного самоуправления; органы социального страхования, созданные в соответствии с законом; юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, которые обеспечивают потребности государства или территориальной общины, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе и отвечает одному из определенных законом критериев.

Закон обязывает центральные органы исполнительной власти осуществлять закупки через систему ProZorro, если стоимость товаров и услуг превышает 200 тыс. грн., а работ – 1,5 млн. грн. Для госпредприятий-монополистов обязательные границы устанавливаются на уровне 1 млн. грн. –  для товаров и услуг, 5 млн. грн. – для работ. Субъекты, которые производят закупки на суммы меньшего размера, также могут пользоваться системой ProZorro в добровольном порядке. Если же закупка проводится без использования веб-портала, она все равно должна быть осуществлена на основании принципов, предусмотренных  ЗУ «О публичных закупках». Кроме того, если сумма закупки  превышает 50 тыс. грн., такие заказчики обязаны опубликовать на веб-портале отчет о заключенных договорах.

Отечественные и иностранные участники всех форм собственности и организационно-правовых форм участвуют в процедурах закупок на равных условиях.

Вся закупка будет осуществляться в соответствии с годовым планом. Годовой план, а также все приложения и изменения к нему публикуются на веб-портале в течении пяти дней со дня их утверждения. Объявление о проведении процедуры закупки в установленные сроки обязательно дополнительно публикуются на английском языке, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную 133 тыс. евро (для товаров и услуг) и 5150 тыс. евро (для работ).

Любые тендерные процедуры закупки не могут проводиться до/без публикации объявления о проведении процедуры закупки на веб – портале. Кроме того Закон запрещает заказчикам «дробить» суммы обязательных «электронных» закупок с целью избежания процедуры открытых торгов.

Основной формой проведения закупок согласно закону является процедура открытых торгов. Проведение их возможно при условии наличия минимум двух участников и не раньше, чем по истечении 15 дней - для большинства закупок и 30 дней  - для закупок, сумма которых превышает 133 тыс. евро (для товаров и услуг) и 5150 тыс. евро (для работ) с момента публикации о закупке. Кроме того предусмотрено время для вопросов и уточнений участников. Другими формами проведения закупок определяются конкурентный диалог и переговорная процедура.

В случаях нарушения требований данного закона, предусматривается привлечение к административной ответственности лиц, уполномоченных на организацию и проведение процедуры тендеров. А именно санкции заключаются в наложении штрафов от 700 до 1 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (11 900 грн. - до 17 000 грн.); при совершении правонарушения повторно на протяжении года – штраф составит от 17 тыс. до 25.5 тыс. грн.

Учитывая вышеизложенное, стоит отметить тот факт, что имплементация такого закона является смелым реформаторским и даже революционным шагом в реализации стремления к «прозрачности» растраты государственных средств. Приятным является также то, что разработка, внедрение и организация всей работы веб-портала была осуществлена инициативной командой за счет инвесторов и добровольных пожертвований, а не бюджетных средств, что подтверждает общественную заинтересованность и доверие к данной системе. Нельзя не отметить, что сам закон и система, которую он внедряет, имеют определенные недочеты, пробелы и нестыковки. Например, закон в нынешней редакции в некоторой мере «позволяет» выиграть тендер определенным компаниям, а прозрачность проведений конкурентного диалога и переговорной процедуры у экспертов вызывает определенные сомнения. Кроме того, не определены вопросы «закрепления» курса гривны относительно ситуаций, когда речь идет о поставке импортного товара на протяжении  длительного периода. 

Не смотря на это, надеемся, что данные негативные моменты связаны лишь с небольшим «возрастом», новизной закона и веб-портала ProZorro, и будут устранены в процессе дальнейшего усовершенствования.

Теги: ProZorro, реформа, the public procurements system

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Банкрутство фізичної особи: процедура, строки, вартість

З 21 жовтня 2019 року запрацює Кодекс України з процедур банкрутства, який на законодавчому рівні врегулював механізм банкрутства фізичних осіб – чи не єдине законне вирішення питань багатьох громадян, які потрапили в скрутне фінансове становище.

Умови, за яких фізична особа (в тому числі і фізична особа-підприємець) може ініціювати своє банкрутство, ми вже обговорювали в попередніх публікаціях. Наразі пропонуємо зосередитись саме на процедурі. 

Внесено зміни до Порядку подання фінансової звітності: малі підприємства зобов’язані звітувати щоквартально

Після внесення правок до ряду П(С)БО, Мінфін підкоригував Порядок подання фінансової звітності №419.

Основним нововведенням стало те, що малі підприємства тепер зобов’язані подавати не лише річну, а й квартальну фінансову звітність.

Зміни до порядку № 419 були внесені Постановою КМУ від 17.07.2019 р. №625, яка була опублікована, а отже, і набрала чинності 24.07.2019 р.

Чи може громадянин отримувати пенсію в Україні, якщо переїхав жити за кордон?

Право на отримання пенсії в Україні є конституційним правом громадянина України. Кожен громадянин України, включаючи пенсіонерів, має право на вибір свого місця проживання зі збереженням усіх конституційних прав.

На момент звернення до органів пенсійного фонду із заявою про призначення пенсії за віком особа має досягти необхідного віку та мати необхідний страховий стаж (визначається відповідно до ст. 26 ЗУ «Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування»).