Доминанта

ProZorro: эволюция системы публичных закупок

14 апр. 2016

С 1 апреля 2016 года вступил в законную силу Закон Украины «О публичных закупках» для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования (госпредприятий). С 1 августа 2016 года он станет обязательным для всех заказчиков, которыми являются: органы государственной власти; органы местного самоуправления; органы социального страхования, созданные в соответствии с законом; юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, которые обеспечивают потребности государства или территориальной общины, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе и отвечает одному из определенных законом критериев.

Закон обязывает центральные органы исполнительной власти осуществлять закупки через систему ProZorro, если стоимость товаров и услуг превышает 200 тыс. грн., а работ – 1,5 млн. грн. Для госпредприятий-монополистов обязательные границы устанавливаются на уровне 1 млн. грн. –  для товаров и услуг, 5 млн. грн. – для работ. Субъекты, которые производят закупки на суммы меньшего размера, также могут пользоваться системой ProZorro в добровольном порядке. Если же закупка проводится без использования веб-портала, она все равно должна быть осуществлена на основании принципов, предусмотренных  ЗУ «О публичных закупках». Кроме того, если сумма закупки  превышает 50 тыс. грн., такие заказчики обязаны опубликовать на веб-портале отчет о заключенных договорах.

Отечественные и иностранные участники всех форм собственности и организационно-правовых форм участвуют в процедурах закупок на равных условиях.

Вся закупка будет осуществляться в соответствии с годовым планом. Годовой план, а также все приложения и изменения к нему публикуются на веб-портале в течении пяти дней со дня их утверждения. Объявление о проведении процедуры закупки в установленные сроки обязательно дополнительно публикуются на английском языке, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную 133 тыс. евро (для товаров и услуг) и 5150 тыс. евро (для работ).

Любые тендерные процедуры закупки не могут проводиться до/без публикации объявления о проведении процедуры закупки на веб – портале. Кроме того Закон запрещает заказчикам «дробить» суммы обязательных «электронных» закупок с целью избежания процедуры открытых торгов.

Основной формой проведения закупок согласно закону является процедура открытых торгов. Проведение их возможно при условии наличия минимум двух участников и не раньше, чем по истечении 15 дней - для большинства закупок и 30 дней  - для закупок, сумма которых превышает 133 тыс. евро (для товаров и услуг) и 5150 тыс. евро (для работ) с момента публикации о закупке. Кроме того предусмотрено время для вопросов и уточнений участников. Другими формами проведения закупок определяются конкурентный диалог и переговорная процедура.

В случаях нарушения требований данного закона, предусматривается привлечение к административной ответственности лиц, уполномоченных на организацию и проведение процедуры тендеров. А именно санкции заключаются в наложении штрафов от 700 до 1 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (11 900 грн. - до 17 000 грн.); при совершении правонарушения повторно на протяжении года – штраф составит от 17 тыс. до 25.5 тыс. грн.

Учитывая вышеизложенное, стоит отметить тот факт, что имплементация такого закона является смелым реформаторским и даже революционным шагом в реализации стремления к «прозрачности» растраты государственных средств. Приятным является также то, что разработка, внедрение и организация всей работы веб-портала была осуществлена инициативной командой за счет инвесторов и добровольных пожертвований, а не бюджетных средств, что подтверждает общественную заинтересованность и доверие к данной системе. Нельзя не отметить, что сам закон и система, которую он внедряет, имеют определенные недочеты, пробелы и нестыковки. Например, закон в нынешней редакции в некоторой мере «позволяет» выиграть тендер определенным компаниям, а прозрачность проведений конкурентного диалога и переговорной процедуры у экспертов вызывает определенные сомнения. Кроме того, не определены вопросы «закрепления» курса гривны относительно ситуаций, когда речь идет о поставке импортного товара на протяжении  длительного периода. 

Не смотря на это, надеемся, что данные негативные моменты связаны лишь с небольшим «возрастом», новизной закона и веб-портала ProZorro, и будут устранены в процессе дальнейшего усовершенствования.

Теги: ProZorro, реформа, the public procurements system

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Зміни у сфері державної реєстрації нерухомості та корпоративних прав

Боротьба з рейдерством – один із основних меседжів нової влади. Так, початком практичних змін в даному напрямі має стати законопроект №1056-1 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності», за який у другому читанні ВР проголосувала 03.10.2019 року. На дату публікації даної статті закон готується на підпис.

«Краще — ворог доброго» або трошки про «1210».

Ми продовжуємо розглядати законопроекти нової влади і на черзі один з найбільш одіозних документів – законопроект № 1210 під гарною назвою «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві».

Щоправда, той поспіх, з яким Верховна Рада приймає закони, навряд чи дозволить усунути неузгодженості, а, скоріше за все, може їх тільки додати.

Про зміни, яких зазнає сфера фінансових послуг з набранням чинності новим законом

20 вересня 2019 року прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту прав споживачів фінансових послуг» (Проект №1085-1), далі за текстом – Закон.

Нагадаємо, що в 2015 році майже аналогічний законопроект (Проект №2456-д) вже подавався на  розгляд Верховної Ради, був підготовлений до другого читання в 2017 році але так і залишився неприйнятим.

Ні для кого не буде новиною, що громадяни України мають досить невисокий рівень фінансової грамотності.