Доминанта

ProZorro: эволюция системы публичных закупок

14 апр. 2016

С 1 апреля 2016 года вступил в законную силу Закон Украины «О публичных закупках» для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования (госпредприятий). С 1 августа 2016 года он станет обязательным для всех заказчиков, которыми являются: органы государственной власти; органы местного самоуправления; органы социального страхования, созданные в соответствии с законом; юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, которые обеспечивают потребности государства или территориальной общины, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе и отвечает одному из определенных законом критериев.

Закон обязывает центральные органы исполнительной власти осуществлять закупки через систему ProZorro, если стоимость товаров и услуг превышает 200 тыс. грн., а работ – 1,5 млн. грн. Для госпредприятий-монополистов обязательные границы устанавливаются на уровне 1 млн. грн. –  для товаров и услуг, 5 млн. грн. – для работ. Субъекты, которые производят закупки на суммы меньшего размера, также могут пользоваться системой ProZorro в добровольном порядке. Если же закупка проводится без использования веб-портала, она все равно должна быть осуществлена на основании принципов, предусмотренных  ЗУ «О публичных закупках». Кроме того, если сумма закупки  превышает 50 тыс. грн., такие заказчики обязаны опубликовать на веб-портале отчет о заключенных договорах.

Отечественные и иностранные участники всех форм собственности и организационно-правовых форм участвуют в процедурах закупок на равных условиях.

Вся закупка будет осуществляться в соответствии с годовым планом. Годовой план, а также все приложения и изменения к нему публикуются на веб-портале в течении пяти дней со дня их утверждения. Объявление о проведении процедуры закупки в установленные сроки обязательно дополнительно публикуются на английском языке, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную 133 тыс. евро (для товаров и услуг) и 5150 тыс. евро (для работ).

Любые тендерные процедуры закупки не могут проводиться до/без публикации объявления о проведении процедуры закупки на веб – портале. Кроме того Закон запрещает заказчикам «дробить» суммы обязательных «электронных» закупок с целью избежания процедуры открытых торгов.

Основной формой проведения закупок согласно закону является процедура открытых торгов. Проведение их возможно при условии наличия минимум двух участников и не раньше, чем по истечении 15 дней - для большинства закупок и 30 дней  - для закупок, сумма которых превышает 133 тыс. евро (для товаров и услуг) и 5150 тыс. евро (для работ) с момента публикации о закупке. Кроме того предусмотрено время для вопросов и уточнений участников. Другими формами проведения закупок определяются конкурентный диалог и переговорная процедура.

В случаях нарушения требований данного закона, предусматривается привлечение к административной ответственности лиц, уполномоченных на организацию и проведение процедуры тендеров. А именно санкции заключаются в наложении штрафов от 700 до 1 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (11 900 грн. - до 17 000 грн.); при совершении правонарушения повторно на протяжении года – штраф составит от 17 тыс. до 25.5 тыс. грн.

Учитывая вышеизложенное, стоит отметить тот факт, что имплементация такого закона является смелым реформаторским и даже революционным шагом в реализации стремления к «прозрачности» растраты государственных средств. Приятным является также то, что разработка, внедрение и организация всей работы веб-портала была осуществлена инициативной командой за счет инвесторов и добровольных пожертвований, а не бюджетных средств, что подтверждает общественную заинтересованность и доверие к данной системе. Нельзя не отметить, что сам закон и система, которую он внедряет, имеют определенные недочеты, пробелы и нестыковки. Например, закон в нынешней редакции в некоторой мере «позволяет» выиграть тендер определенным компаниям, а прозрачность проведений конкурентного диалога и переговорной процедуры у экспертов вызывает определенные сомнения. Кроме того, не определены вопросы «закрепления» курса гривны относительно ситуаций, когда речь идет о поставке импортного товара на протяжении  длительного периода. 

Не смотря на это, надеемся, что данные негативные моменты связаны лишь с небольшим «возрастом», новизной закона и веб-портала ProZorro, и будут устранены в процессе дальнейшего усовершенствования.

Теги: ProZorro, реформа, the public procurements system

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Як будуть перевіряти працевлаштування інвалідів?

Нещодавно Кабінет Міністрів України своєю постановою  від 05 червня 2019 р.  № 466 змінив Порядок проведення перевірки підприємств, установ, організацій та фізичних осіб, які використовують найману працю.

Незаконное обогащение по-новому. Что предлагает законопроект Зеленского и почему Верховная Рада не спешит его рассматривать.

3 июня Президентом был внесён на рассмотрение Верховной Рады и определён как неотложный законопроект о незаконном обогащении № 10358.

Можливість визнання фізичної особи банкрутом як новела законодавства

Із прийняттям Кодексу України з процедур банкрутства в юридичній спільноті обговорюються актуальні питання і проблеми, пов’язані із цією сферою юридичної практики.