Доминанта

Публичный договор в торговле через интернет

22 апр. 2019

В силу всё более широкого распространения торговли через интернет у предпринимателей, практикующих такой бизнес, всё чаще стали возникать вопросы относительно правильного и корректного с точки зрения действующего законодательства оформления коммерческих предложений на своих веб-сайтах. И здесь безусловным подспорьем для них выступает институт старого доброго публичного договора.

Напомним, что согласно статье 633 ГК Украины публичным является договор, в котором одна сторона — предприниматель берёт на себя обязанность осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг каждому, кто к ней обратится. При этом — условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, и предприниматель не имеет права оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения публичного договора, а также не имеет права и отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров, работ или услуг.

Фактически с теми или иными публичными договорами мы сталкиваемся ежедневно. Ведь именно на них построена вся розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное, банковское обслуживание и т. п.

Так как же правильно оформить публичный договор, если вы предлагаете товар не в традиционной торговой точке (где могут быть физически размещены и соответствующий ценник, и характеристики товара, да и продавец может дать необходимые пояснения), а в виртуальном интернет-магазине? Так вот, самое интересное здесь то, что разницы между реальным и виртуальным миром тут уже практически не наблюдается. Ведь возможности современного веб-дизайна позволяют соблюсти все основные требования, предъявляемые к заключению договора.

Напомним, что согласно статье 638 ГК Украины договор считается заключённым, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным его условиям. Существенными же являются условия договора о его предмете, условия, которые определены законом как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. При этом, договор заключается путем предложения одной стороны заключить договор (оферты) и принятия предложения (акцепта) второй стороной.

И на своём веб-сайте вы вполне в состоянии при помощи имеющихся стандартных технических средств отобразить как все существенные условия, составляющие вашу оферту относительно купли-продажи товара (цену, необходимые характеристики, фото и даже видео изображения, сроки поставки, гарантийные обязательства и пр.), так и предоставить покупателю возможность фактически акцептовать покупку, посредством заказа выбранного товара или даже уже производства самой оплаты.

Причём, здесь не следует забывать, что каким бы необычным и свободным вам не казался такой как бы виртуальный договор, но он не перестаёт быть самой настоящей гражданско-правовой сделкой со всеми вытекающими. И законодатель не устаёт нам об этом напоминать. Так, к примеру, ещё в 2011 году к такой уж, казалось бы, общей и основополагающей норме, как статья 627 ГК Украины (постулирующая один из важнейших принципов свободы договора), была добавлена часть вторая, согласно которой в договорах при участии физического лица — потребителя учитываются требования законодательства о защите прав потребителей. Так что не забывайте и об этой стороне торговли, которая и в интернет-пространстве должна соответствовать общим требованиям и предписаниям законодательства.

Что же касается трактовки формы такого договора, то и здесь не так давно законодатель дополнил статью 639 ГК Украины следующей новеллой — если стороны договорились заключить договор с помощью информационно-телекоммуникационных систем, то он считается заключенным в письменной форме.

Как видим, место для публичных договоров в интернете уже вполне себе определено, а нюансы их применения прописаны в действующем законодательстве, что позволяет всё более широкое их использование на практике. И правоприменение на основе таких сделок уже ничем не отличается от основанного на традиционных формах заключения договоров. А значит — и использование их в своей предпринимательской деятельности призвано максимально облегчить и формализовать ваши правоотношения прежде всего с покупателями, с одной стороны защитив при этом как ваши, так и их законные права, а с другой — подкрепив и соответствующие обязанности. 

Андрей Малявкин

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Несвоєчасне надання публічної інформації розпорядником: як діяти

Кожен громадянин має право звертатися до розпорядника публічної інформації не залежно від того, яким чином ця інформація пов’язана із запитуючим.

Как зарегистрировать ООО с иностранным учредителем?

На практике часто возникают ситуации, когда в процессе расширения бизнеса или для привлечения иностранных инвестиций необходимо оперативно зарегистрировать ООО с учредителем-нерезидентом. Однако не всегда понятно, какую процедуру необходимо реализовать и в чем ее особенности. В данной статье рассмотрим наиболее частые вопросы, которые возникают в такой ситуации.

Авторское право на производное произведение: что нужно знать?!

Авторское право в нашей стране регламентирует Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон).