Доминанта

Пустить или не пустить? Вот в чем вопрос…

7 февр. 2017

Наверное, только ленивый еще не обсуждал очередной «подарок», сделанный нашей властью предпринимателям в виде новых штрафов за нарушения норм трудового законодательства, а особенно штрафа за недопуск проверяющих к проверке.

В условиях наших реалий наверняка многие работники контролирующих органов попробуют воспользоваться предоставленными правами для своих корыстных целей.

В данной статье мы коротко рассмотрим вопрос подтверждения полномочий на проведения проверок и действия хозяйствующих субъектов  в случаях визита проверяющих.

Следует напомнить, что проводить проверки и применять финансовые санкции по вопросам трудоустройства могут не все государственные органы.

В основном их проводят инспекция по труду (Государственная служба Украины по вопросам труда) и Государственная Фискальная служба.

Другие органы при проведении проверок в пределах своей компетенции могут только сообщать в Государственную Фискальную службу о выявленных нарушениях. Такое уведомление может быть основанием для проведения фактической проверки.

Для проведения проверки проверяющий должен предъявить направление на проверку, а также свое служебное удостоверение.

Копия направления должна быть вручена только руководителю юридического лица, предпринимателю или их представителям под роспись. Обратите внимание - вручение такой копии «уборщице - тете Мане», что иногда практикуется проверяющими, незаконно. Если к Вам пришла проверка и Вам не дают возможности ознакомиться с направлением или снять копию - значит с данными документами что-то не так. В направлении на проверку должен быть указан не только адрес проведения проверки, а конкретное наименование хозяйствующего субъекта (предприятия или предпринимателя) и эти данные должны быть заполнены без ошибок.

Также в направлении должно быть указано на основании чего производится проверка. Так для проверки орган государственного надзора (контроля) издает приказ, на основании которого и оформляется направление на проведение проверки. Направление подписывается руководителем органа государственного надзора с указанием фамилии, имени и отчества и заверяется печатью.

В направлении обязательно указывается срок (период) в котором должна быть проведена проверка и что действует данное направление только в течение указанного в нем срока.

Итак, - в направлении должно быть:

  1. наименование субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, в отношении деятельности которых проводится проверка;
  2. местонахождение субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения;
  3. номер и дата приказа (решения, распоряжения), на выполнение которого осуществляется проверка;
  4. данные (должность, фамилию, имя и отчества) должностного лица осуществляющего проверку (если их несколько эти данные указываются в отношении всех лиц);
  5. дата начала и дата окончания проверки;
  6. тип проверки (плановая или внеплановая);
  7. форма проверки (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспекция и т.д.);
  8. основания для осуществления проверки;
  9. предмет осуществления проверки;

Направление должно иметь подпись и печать руководителя контролирующего органа.

Если направление не содержит вышеуказанных сведений, то требуйте предоставления вам копии данного направления (или сфотографируйте данный документ) и отказывайте в допуске на проверку. При отказе в допуске необходимо составить акт о недопуске, в котором четко указать причину сославшись на отсутствие в направлении необходимых реквизитов. Тоже самое необходимо сделать, если проверяющий не предъявил Вам свое служебное удостоверение. Акт должен быть подписан Вами и проверяющими, а если они отказываются, а это происходит зачастую,  то еще двумя любыми лицами (сотрудниками или свидетелями).

Свое удостоверение проверяющий обязан предъявить и дать с ним ознакомится, то есть возможность прочитать все его данные и даже переписать их если Вы требуете, однако он не обязан передавать его Вам в руки или давать сделать из них копии.

Итак Вы ознакомились с документами проверяющих и не нашли основания для недопуска к проверке,- следующий шах регистрация проверяющих.

Следует напомнить, что продолжает действовать Указ Президента Украины от 23.07.98 N 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности", а следовательно каждый проверяющий должен зарегистрироваться в журнале проверок. Отказ проверяющего зарегистрироваться является отдельным основанием для недопуска к проверке. Форма и порядок ведения журнала проверок утверждены Приказом Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства № 18 от 10.08.98.

Все проверяющие имеют право ознакомиться с документами, которые имеют отношение к предмету проверки. При этом инспектору на время проведения проверки предоставляется рабочее место, оборудованное надлежащим образом, право пользования телефонной связью, копировальной техникой, другими услугами технического характера, необходимыми для реализации полномочий при проверке, оформления материалов проверки, общения с работниками (в случае необходимости получения объяснений) если  таковые могут быть предоставлены  проверяемым.  Для получения копий документов проверяющий обязан вручить письменный запрос проверяемому.

Следует обратить внимание, что не допускается изъятие у субъектов хозяйствования оригиналов их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеров, их частей, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.

Здесь следует сказать, что при проведении проверки никто не обязан предоставлять какие-либо пояснения кроме руководителей проверяемого юр. лица или самого предпринимателя. Если инспектор опрашивает ваших работников, то они вполне могут не давать каких-либо пояснений и никакой ответственности за это не предусмотрено.  Это тот редкий  случай,  когда права инспектора не соотносятся с обязанностью  других.

Убедитесь, что все Ваши работники знают о своем праве (а скорее обязанности) молчать.

Как проверяющий, так и проверяемый имеют право фиксировать процесс осуществления проверки средствами аудио- и видеотехники, не препятствуя осуществлению проверки.

По результатам проверки проверяющими составляется акт, с которым субъект хозяйствования должен быть ознакомлен под роспись. Если у Вас есть замечания по акту, то при ознакомлении с ним укажите, что в его выводами вы не согласны и подайте в проверяющий Вас орган письменные возражения.

Теперь пару слов о людях, которые оказались в Вашем офисе во время проверки.

Нахождение в офисе компании или предпринимателя лица, не оформлено как наемный работник, автоматически не свидетельствует о нарушении трудового законодательства, что зачастую пытаются доказать проверяющие.

Так постороннее лицо в зависимости от ситуации, может быть Вашим знакомым зашедшим «на кофе», клиентом или, как вариант, арендовать у Вас часть помещения или же состоять с Вами в гражданско-правовых отношениях. В последнем случае необходимо обратить внимание, что из содержания заключенного между Вами договора не должно усматриваться признаков трудовых отношений, а именно:

- выполняемая работа не должна определяться в виде профессии, при этом предметом договора является не сам процесс, а конкретная конечная цель – результат, который должен быть получен в установленные сроки;

- работы выполняются исполнителем на свой риск и в любое время без подчинения внутреннему трудовому распорядку заказчика;

- работа выполняется как одноразовая и заключенный договор не предусматривает систематического предоставления данных услуг;

- заказчиком не создается рабочее место, хотя и может предоставляться отдельное – оборудование, ресурсы или материалы;

- оплата производится за результат работы, но его стоимость может определяться и исходя из затраченных времени и ресурсов.

Если заключенные Вами гражданско-правовые договоры соответствуют указанным критериям, - Вы не дадите ни единого шанса проверяющему признать их трудовыми.

Если же скажем проверяющий обнаружил в Вашем офисе постороннего человека работающего за компьютером, то в зависимости от специфики  Вашей деятельности  Вы, например, могли сдать ему почасовую аренду оборудования. Однако чтобы в это  «поверил» проверяющий, то такой вид услуг должен предусматриваться  вашей деятельностью и цена должна быть утверждена  приказом (решением или распоряжением).

Определяющим фактором в вопросе какой же характер Ваших взаимоотношений с данными лицами будут именно те документы, которые Вы предоставите проверяющему. Поэтому стратегию Вашего поведения на случай проверки  нужно разработать заранее, а не в момент когда инспектор уже на пороге.

Также следует обратить внимание, что поскольку любая проверка ставит руководителя бизнеса в состояние стресса, то лучше  воспользоваться в таких случаях помощью юриста.

Алексей Ющенко

руководитель корпоративной практики АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: проверка, штраф, трудовое законодательство

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Життя після скасування мораторію на валютні кредити

Вже зовсім скоро, 21.10.2019 року, буде введений в дію Кодекс з процедур банкрутства. Після одного року з дня введення в дію цього нормативно-правового акту, з 21.10.2020 року, втратить чинність ЗУ «Про мораторій на стягнення майна громадян України, наданого як забезпечення кредитів в іноземній валюті». Це означає, що введений у 2014 році мораторій, який дозволяв тимчасово не платити валютному позичальнику за іпотечні кредити і при цьому почуватись у відносній безпеці, відійде у минуле.

Спрощений порядок отримання громадянства для іноземців

25 серпня 2019 року набуде чинності ЗУ «Про внесення змін до деяких законів України щодо правового статусу іноземців та осіб без громадянства, які брали участь у захисті територіальної цілісності та недоторканності України» (надалі – Закон).

Згаданий нормативно-правовий акт вносить зміни в ЗУ «Про правовий статус іноземців та осіб без громадянства», і вже з 25 серпня 2019 року іноземці та особи без громадянства, які надавали посильну допомогу на території проведення антитерористичної операції зможуть протягом шести місяців з дня набрання чинності нового Закону звернутись до Міграційної служби України із заявою про оформлення посвідки на тимчасове проживання строком на 3 роки.  

До них відносяться: іноземці та особи без громадянства, які надавали інструкторську допомогу, а також які брали участь у виконанні бойових або службових завдань антитерористичної операції та/або заходів із забезпечення національної безпеки і оборони, відсічі і стримування збройної агресії Російської Федерації у Донецькій та Луганській областях.

Наслідки перевищення обсягів доходу «спрощенців»

Серед найпоширеніших порушень, які виявляє ДФС під час перевірок ФОПів-єдинників одне з перших місць займає недотримання умов перебування на спрощеній системі оподаткування. Для кожної з трьох груп платників єдиного податку, які передбачені ПКУ для фізичних осіб, встановлено окремі критерії, одним з яких являється граничний обсяг доходу, який ФОП-єдинник може отримати протягом календарного року. Далі в статті більш детально зупинимось на даних обмеженнях та розглянемо, які подальші кроки ФОП - платника ЄП у разі перевищення обсягу доходу, визначеного для платника відповідної групи.