Доминанта

Реформирование сферы технической инвентаризации

30 янв. 2019

15 января 2019 года вступила в силу обновленная редакция инструкции с технической инвентаризации, на основании которой осуществляется комплекс работ по обмеру объекта недвижимого имущества с определением его состава, фактической площади, объема, технического состояния и / или с определением изменений указанных характеристик за определенный период времени.

К новеллам, на которые стоит обратить внимание, можно отнести вопрос урегулирования обмена материалами технической инвентаризации между субъектами хозяйствования в данной сфере, введение новых субъектов таких как «хранитель» и «контроллер», а также анонсирование создания нового Реестра недвижимости.

Напомним, что до реформирования органов БТИ существовала монополия проведения технической инвентаризации недвижимости, а уже с начала 2014 года право осуществлять такие действия предоставили частным лицам и компаниям при условии наличия у них квалификационных сертификатов. При всей численности частных инженеров не существовало единого депозитария для хранения материалов технической инвентаризации, а технические паспорта изготавливались всего в 2-х экземплярах: один заказчику, второй оставался в исполнителя работ. При таких обстоятельствах возникали трудности в определении перепланировок помещений, ведь старый техпаспорт и вовсе мог быть утерян собственником, а получить второй экземпляр не всегда представлялось возможным. Вот и не с чем было в таком случае сравнивать фактическую планировку.

Обновленная инструкция с технической инвентаризации ввела новое определение «хранитель», которым является лицо публичного права, осуществляющее хранение инвентаризационного дела по месту нахождения объекта недвижимого имущества. Хранитель самостоятельно не проводит работы по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, а лишь ведет их учет.

Теперь прежде чем приступить к выполнению работ по технической инвентаризации субъект хозяйствования (инженер) обязан обратиться к хранителю с запросом о предоставлении копий материалов ранее проведенной технической инвентаризации и только после получения ответа или при его отсутствии в течении определенного срока имеет право приступить к новой технической инвентаризации. Однако на данный момент многие инженеры приостановили свою работу, поскольку им вменили обязанность предоставления запроса хранителю, что пока практически является невозможным ввиду фактического отсутствия этого органа. Формально возникла ситуация, когда невозможно выполнить требования законодательства.            

Предполагаю, что хранителями станут коммунальные предприятия БТИ, ведь они раньше были монополистами в данной сфере и до сих пор хранят архив всех материалов технической инвентаризации, проведенных по состоянию на конец 2013 года.            

Предусмотрено, что по результатам проведения технической инвентаризации составляется инвентаризационное дело, в том числе материалы технической инвентаризации, технический паспорт и обязательно вносятся сведения об объекте недвижимого имущества в Реестр объектов недвижимости, но только после его создания. На данный момент функционирует Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество, информацию в который могут вносить только нотариусы и регистраторы. После создания Реестра недвижимости помимо нотариусов и регистраторов получат доступ к нему также инженеры с технической инвентаризации и будут самостоятельно вносить информацию о характеристике объекта недвижимость (площадь, этажность, наличие вспомогательных сооружений). Когда новый реестр будет создан пока точно неизвестно, возможно уже летом этого года.            

Также в данной публикации следует отметить еще одно важное нововведение, которое связано с тех. инвентаризацией. Изменен порядок проведения технического осмотра и принятия в эксплуатацию индивидуальных, садовых, дачных домов и строений сельхозназначения построенных без разрешения на строительство (порядок строительной амнистии). 18.01.2019 года вступило в силу изменение, которым отменена необходимость в получении документа касательно соответствия месторасположения самовольно построенного объекта требованиям государственных строительных норм, выдаваемого органом градостроительства и архитектуры. Теперь же для введения в эксплуатацию амнистируемых объектов достаточно будет изготовить технический паспорт и зарегистрировать декларацию в органе архитектурно – строительного контроля без получения каких-либо дополнительных документов.            

Идею рассмотренных изменений считаю положительной, поскольку призвана уставить определенный контроль и порядок в ведении материалов технической инвентаризации, что в свою очередь повысит качество предоставляемых услуг в данной сфере. В то же время не известно, когда инструкция сможет применятся на практике, ведь ни хранитель, ни новый Реестр недвижимость еще не созданы и не известно, когда это будет реализовано.                  

 

 Игорь Козак 

 ведущий юрист, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).