Доминанта

РЕЖИМ «ТРАНЗИТ» автомобиля с иностранной регистрацией. Право длительного пользования авто в личных целях в таможенном режиме «транзит» и ответственность. Позиции нового Верховного суда.

25 окт. 2018

Таможенный кодекс Украины определяет виды таможенных режимов в статье 70 ТК Украины. Так что же значит этот самый режим «транзит», который так популярен среди граждан, которые ввозят на территорию Украины иностранные автомобили?!

Согласно ст. 90 ТК Украины, транзит - это таможенный режим, согласно которому товары и/или транспортные средства коммерческого назначения перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Украины или в пределах зоны деятельности одного таможенного органа без любого использования этих товаров без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Согласно ст. 92 ТК Украины, таможенный режим транзита может быть применен как к товарам, транспортным средствам коммерческого назначения, которые непосредственно ввозятся на таможенную территорию Украины, так и к таким, которые находятся на таможенной территории Украины.

То есть, необходимо обратить внимание на то, что транспортные средства, по которым избирается такой таможенный режим, как «транзит» и ввозятся на территорию Украины прежде всего должны иметь - коммерческое назначение.

Вместе с вышеуказанной нормой права статья 381 ТК Украины определяет следующее: гражданам разрешается ввозить транспортные средства личного пользования с целью транзита через таможенную территорию Украины при условии их письменного декларирования в порядке, предусмотренном для граждан, и внесение на счет органа доходов и сборов, совершивший пропуск таких транспортных средств на таможенную территорию Украины, денежного залога в размере таможенных платежей, подлежащих уплате при ввозе таких транспортных средств на таможенную территорию Украины с целью свободного обращения.

Указанные требования не распространяются на транспортные средства, постоянно зарегистрированные в соответствующих регистрационных органах иностранного государства, что подтверждается соответствующим документом.

По сути, если авто зарегистрировано в иностранном государстве, гражданам разрешается ввозить транспортные средства личного пользования с целью транзита через таможенную территорию Украины без соблюдения перечисленных условий (получения письменного соглашения, внесения денежного залога).

Поэтому, большинство таких автомобилей, которые уже принято называть «евробляхи», ввозятся на территорию Украины для собственного, личного пользования. И нарочно не вывозятся с территории Украины по окончанию срока, установленного для режима «транзит».

Плюс режима «транзит» состоит в том, что он избирается с целью освобождения от налогообложения ввозной пошлины на основании статьи 284 ТК Украины.

Так, действующим законодательством Украины установлен определенный порядок требований и ограничений в отношении транспортных средств в таможенном режиме «транзит», которые необходимо соблюдать для реализации пользования транспортным средством в этом режиме и определяются следующими нормами.

В соответствии с требованиями ст. 95 Таможенного кодекса Украины, устанавливаются срок транзитной перевозки для автомобильного транспорта - 10 суток (в случае перемещения в зоне деятельности одной таможни - 5 суток).

Согласно ст. 93 ТК Украины товары, транспортные средства коммерческого назначения, которые перемещаются в таможенном режиме транзита, не должны использоваться с другой целью, кроме транзита.

Из вышеприведенных норм, установленных законодательством мы видим, что пребывание авто в режиме «транзит» не может превышать 10 суток, единственной целью для которой транспортное средство может быть ввезено на территорию Украины является «транзит» транспортного средства именно коммерческого назначения. Норма дает право пребывания такого транспортного средства на территории Украины временно.

Таким образом, согласно вышеуказанных норм закона личное пользование «евробляхами» в режиме «транзита» законодательством не предусмотрено.

01.10.2018 года Верховным судом вынесено достаточно «резонансное» Постановление, в отношении лица - пользователя транспортного средства с иностранной регистрацией в таможенном режиме «транзит», однако для длительного личного пользования.

В рамках судебного дела установлена правовая позиция.

С системного анализа приведенных положений ТК Украины и решения Конституционного Суда Украины № 1-рп / 2015 от 31.03.2015, Верховный Суд пришел к выводу, что пользование или распоряжение транспортными средствами личного пользования, ввозимые с целью транзита через таможенную территорию Украины, не является административным правонарушением, предусмотренным в части второй статьи 469 ТК Украины.

То есть, в данном деле рассмотрен вопрос о применении ответственности по ч.2 ст. 469 ТК Украины.

На основании вышеуказанной правовой позиции суд кассационной инстанции пришел к выводу, что при вышеуказанных обстоятельствах, лицо не может быть привлечено к ответственности, так как состав административного правонарушения по ч.2 ст. 469 МК в действиях лица отсутствует.

Однако, вышеуказанная правовая позиция не является определяющей в праве лица пользоваться транспортным средством в таможенном режиме «транзит» в личных целях, поскольку Таможенным кодексом Украины ответственность за такое правонарушение может наступить на основании статьи 470 и/или статьи 485 Таможенного кодекса Украины.

О вышеуказанном свидетельствует и судебная практика.

В судебном кейсе № 331/1677/18 21.09.2018 года, Верховный суд отказал правонарушителю даже в принятии кассационной жалобы на решения предыдущих инстанции к рассмотрению, поскольку признал их соответствующими закону.

Коллегия Днепропетровского апелляционного суда от 05.06.2018 года пришла к выводу о наличии в действиях истца состава правонарушения, предусмотренного статьей 485 Таможенного кодекса Украины, поскольку им, как уже отмечалось выше, были нарушены условия таможенного режима «транзит», соблюдение которых является основанием для получения льгот по уплате таможенных платежей и оставила в силе судебное решение суда первой инстанции.

В данном случае, судом установлена ​​вина лица в нарушении таможенных правил пользования лицом авто с иностранной регистрацией в таможенном режиме «транзит», поскольку судом такие действия правонарушителя были оценены как действия, направленные на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей, уменьшение их размера, а также другие противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей.

К тому же, коллегия судей отметила о том, что наличие в действиях лица правонарушения, предусмотренного ст. 470 Таможенного кодекса Украины (нарушение сроков действия таможенного режима «транзит») не исключает привлечения его к административной ответственности в соответствии статьи 485 Таможенного кодекса Украины за уклонение от уплаты таможенных платежей в случае нарушения других обязательных требований этого правового режима, определенного в статье 93 Таможенного кодекса Украины.

Вывод с вышеупомянутого следует один.

Использование «евроблях» на территории Украины в режиме «транзит» с превышением 10-дневного срока осуществляться на собственный риск обладателя такого авто.

То есть, Таможенный кодекс Украины имеет в своем содержании не одну норму привлечения лиц за нарушение таможенного порядка использования авто в таком режиме.

Отсутствие процедуры оформления «евроблях» в нашей стране не мешает таможенным органам привлекать к ответственности правонарушителей за на нарушение таможенного режима.

Судебная практика оставляет наказанными таких правонарушителей, только вопрос состоит в применении правильной квалификации его действий и применении нужной нормы права к конкретной ситуации.

Не стоит, также, забывать о том, что суд принимая решение оценивает материалы дела в каждом конкретном случае отдельно. Поэтому, каждое судебное дело, учитывая действительные его обстоятельства и доказательную базу отличается разным итогом для лиц, которые все-же решаются обратиться в органы правосудия за защитой своих прав, которые касаются пользования «евробляхами».

Поэтому, вывод о том, что лицо, которое ввозит на территорию Украины транспортное средство с иностранной регистрацией в режиме «транзит» всегда освобождается или будет освобождаться от ответственности, в частности длительного пользования в личных целях, есть обманчивым.

 

 Виктория Пинчук

 адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: транзит, практика ВС

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.

НОВЕ ЖИТТЯ ТОВАРИСТВ: АНАЛІТИКА ПРАВОЗАСТОСУВАННЯ ГОЛОВНОГО КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНУ МИНУЛОГО РОКУ

Вже майже півтора роки пройшло з моменту набрання чинності Законом України «Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю». І хоча красивої круглої дати сьогодні немає, все ж пропонуємо підвести деякі підсумки реалізації викладених в цьому принциповому для корпоративної сфери правового регулювання нормативному акті. Бо, як показує досвід роботи за минулий рік, далеко не всі товариства з обмеженою відповідальністю і товариства з додатковою відповідальністю навчилися правильно жити за новим законодавством.

Довірча власність – як спосіб забезпечення виконання зобов’язання

20 вересня набрав чинності Закон «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо стимулювання інвестиційної діяльності в Україні» № 132-IX, яким введено новий в українському законодавстві спосіб забезпечення виконання зобов’язання «довірча власність».

По суті, законодавець вирішив удосконалити процедуру забезпечення виконання зобов’язання, та захистити права сторін боргових зобов’язань. Але чи дійсно такий варіант буде ефективний на практиці, поки не відомо, так як існує величезна кількість нюансів, які будуть вирішені лише після того як інститут довірчої власності запрацює на практиці.