Доминанта

РРО: когда обязательно, когда по желанию

26 дек. 2017

Конец декабря для представителей бизнеса ознаменовался внесением изменений и отменой некоторых НПА, которые имели давление на бизнес. С точки зрения законодателя, меры были направлены на стимулирование развития национальной экономики и либерализацию некоторых ее инструментов. Интересным в этом отношении является постановление КМУ от 18.12.2017р. № 984 (далее – Постановление № 984) вносящее ряд изменений в постановление КМУ от 23.08.2000р. № 1336 «Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее - Постановление № 1336).

Напоминаем, что согласно Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 6 июля 1995 (далее - Закон о РРО) к РРО относятся, в частности, электронные контрольно-кассовые аппараты (ЭККА).

Случаи, при которых разрешено проводить расчетные операции без применения РРО предусмотрены в ст. ст. 9 и 10 Закона о РРО, а в отношении физических лиц-предпринимателей плательщиков единого налога – требованиями Налогового кодекса Украины (далее - НК Украины).

Также во исполнение ст. 10 Закона о РРО Постановлением №1336 определен Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО с использованием расчетных книжек (РК) и книг учета расчетных операций (КУРО), а также установлен предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставления услуг), при превышении которого применение РРО является обязательным (далее - Перечень).

Изменения относительно условий освобождения от применения РРО следует рассматривать по отдельным группам субъектов хозяйствования.

Физические лица-предприниматели (единый налог)

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона о РРО регистраторы расчетных операций и РК не применяются, в частности, при продаже товаров (кроме технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту) (предоставлении услуг) физическими лицами-предпринимателями, которые относятся согласно Налоговому кодексу Украины в группы плательщиков единого налога, не применяют РРО.

Согласно п. 296.10. ст. 296 НК Украины РРО не применяются плательщиками единого налога:

- первой группы;

- второй и третьей групп (физические лица - предприниматели) независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода, которых в течение календарного года не превышает 1 млн грн.

Вместе с тем, нормы этого пункта НК Украины не распространяются на плательщиков единого налога, осуществляющих реализацию технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту. Использование РРО для них является обязательным независимо от группы единого налога и общего годового объема дохода

РРО на упрощенной системе налогообложения имеют право не применять физические лица-предприниматели:

1) плательщики единого налога первой группы (годовой доход не более 300 тыс. грн.);

2) плательщики единого налога второй группы (годовой доход не более 1 млн. грн.);

3) плательщики единого налога третьей группы (годовой доход не более 1 млн. грн.).

Условия и виды деятельности, которые осуществляются без применения РРО физическими лицами-предпринимателями на упрощенной системе налогообложения должны соответствовать именно требованиям, установленным НК Украины для соответствующей группы плательщиков единого налога (пп. 1-3 пункта 291.4 статьи 291), а не формам и условиям, предусмотренным Перечнем.

Фактически условия неприменения РРО физическими лицами-предпринимателями, находящихся на упрощенной системе налогообложения, не изменились, а изменения в Постановление № 1336 в отношении плательщиков единого налога второй и третьей групп (физические лица-предприниматели) являются лишь уточнением, которые обеспечивают соответствие постановления требованиям НК Украины (п. 296.10. ст. 296).

Юридические лица (независимо от системы налогообложения) и физические лица-предприниматели на общей системе налогообложения

НК Украины не регулирует вопросы применения РРО этой группой субъектов хозяйствования, следовательно, именно их и касаются принятые Кабинетом Министров Украины дерегуляционные изменения.

Так, Постановлением № 984 предусмотрено увеличение предельного размера годового дохода, при превышении которого применение РРО является обязательным:

1) с 200 до 500 тыс. грн. на один субъект хозяйствования для следующих видов деятельности:

- розничная торговля через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики), расположенные за пределами стационарных помещений;

- розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа);

- продажа блюд и безалкогольных напитков в буфетах высших учебных заведений, столовых и буфетах предприятий украинского общества слепых и украинского общества глухих;

- розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание на территории закрытых военных гарнизонов и городков, а также воинских частей, расположенных в пределах сел;

- предоставление услуг библиотеками;

- продажа предметов религиозно-обрядовой атрибутики и предоставление обрядовых услуг религиозными организациями;

- розничная торговля семенами в киосках на территории сел и поселков городского типа;

- осуществление деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг субъектами предпринимательской деятельности на территории сел и поселков городского типа, которым предоставлен статус горных;

- предоставление медицинских услуг выездными бригадами и медицинское обслуживание на дому у заказчика;

- прием у населения и реализация через пчеловодческие торгово-заготовительные пункты продуктов пчеловодства, оборудования и инвентаря для пасечников.

2) с 75 до 250 тыс. грн. на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров / оказания услуг) для следующих видов деятельности:

- розничная торговля и общественное питание на территории села, осуществляется предприятиями потребительской кооперации, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями, использующими продукцию собственного производства;

- розничная торговля медицинскими и фармацевтическими товарами и предоставление медицинских и ветеринарных услуг на территории села.

Вместе с тем, с учетом внесенных изменений субъекты хозяйствования имеют право не применять РРО независимо от размера годового дохода, осуществляя следующие виды деятельности:

- розничная торговля продовольственными товарами (кроме подакцизных товаров), осуществляется физическими лицами-предпринимателями, которые платят единый налог (одновременно для плательщика единого налога первой группы годовой доход не может превышать 300 тыс. грн., второй группы - 1 млн. грн. и третьей группы - 1 млн. грн. в соответствии с установленными НК Украины нормами);

- продажа товаров (по перечню, установленному КМУ по представлению Мининфраструктуры) и предоставление услуг почтовыми отделениями и пунктами связи в селах;

- продажа газет, журналов, конвертов, открыток, знаков оплаты почтовых услуг, другой печатной продукции на предприятиях почтовой связи, если удельный вес такой продукции составляет более 50 процентов общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров;

- продажа талонов, квитанций, билетов с нанесенными типографским способом серией, номером, номинальной стоимостью в киосках и салонах транспортных средств для проезда в электротранспорте, на морских и речных судах;

- предоставление бытовых услуг на территории села;

- предоставление бытовых услуг по ремонту и установке бытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, телеантенн, ремонту и сборке мебели, уборке квартир, уходу за детьми, больными и престарелыми, фотографированию, ремонту квартир, приготовлению пищи, стирке белья, химической чистке, ремонту обуви, швейных и трикотажных изделий, изделий текстильной и кожаной галантереи, металлических изделий физическими лицами-предпринимателями, которые осуществляют хозяйственную деятельность (кроме лиц, которые избрали упрощенную систему налогообложения) и не используют труд наемных лиц;

- продажа товаров с разносок и ручных тележек, предоставление услуг в салонах на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте по перечню, установленному КМУ по представлению Мининфраструктуры;

- прием от населения вторичного сырья (кроме металлолома);

- страхование имущественных и личных рисков физических лиц, которое проводится страховыми агентами за пределами помещения страховщика, кроме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по дополнительным договорам («Зеленая карта»);

- предоставление ритуальных услуг при условии проведения расчетов на дому у заказчика;

- организация приема и обслуживания туристов в Украине, расчеты за которые производятся в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков), а также предоставление туристических и экскурсионных услуг при условии проведения расчетов за пределами стационарных помещений субъектов туристической и экскурсионной деятельности;

- предоставление услуг по выдаче разрешений на право осуществления любительского и спортивного рыболовства на основе специального использования водных живых ресурсов и на добычу охотничьих животных (лицензия, отстрелочная карточка);

- предоставление услуг по газоснабжению, водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению в селах при условии проведения расчетов дома у потребителя;

- продажа булочных, кондитерских и порционных кулинарных изделий, мороженого, безалкогольных напитков, сувениров, игрушек и надувных шариков с разносок и ручных тележек в театрально-зрелищных и спортивных заведениях.

Данный перечень не распространяется на физических лиц-предпринимателей плательщиков единого налога, которые должны использовать РРО в случаях, предусмотренных НК Украины, даже если Перечень не ограничивает их право осуществлять хозяйственную деятельность без РРО по объему годового дохода.

Постановлением КМУ № 984 из перечня видов деятельности, которые могли осуществляться без применения РРО, исключена деятельность по предоставлению на вокзалах и в портах услуг носильщиками по доставке багажа пассажиров, а также деятельность по реализации билетов государственных лотерей.

Кроме того, на сегодняшний день действие Постановления №1336 не распространяется на субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю подакцизными товарами.

Следовательно, устанавливается требование для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю подакцизными товарами, применять РРО независимо от размера дохода.

При этом, необходимо отметить, что действующее законодательство Украины не позволяло розничную торговлю подакцизными напитками без РРО, кроме единственного исключения. Согласно п. 1 Перечня разрешалось проводить расчетные операции без применения РРО с использованием РК и КУРО физическими лицами - предпринимателями, которые платят единый налог и осуществляют розничную торговлю продовольственными товарами и пивом в бутылках и жестяных банках при условии отсутствия продажи других подакцизных товаров.

Исходя из указанной нормы, физическое лицо-предприниматель, могло осуществлять розничную торговлю пивом без применения РРО при условии выполнения следующих условий:

- из перечня подакцизных товаров осуществляет продажу только пива (не продает другие алкогольные напитки и / или табачные изделия);

- является плательщиком единого налога второй или третьей группы с объемом годового дохода не более 1 млн. грн.

Постановлением КМУ № 984 п. 1 Перечня изложен в новой редакции, исключена возможность розничной торговли без РРО всеми без исключения подакцизными товарами. А поскольку в соответствии с абз. 2 п. 215.1 ст. 215 НК Украины пиво относится к подакцизным товарам, розничная торговля пивом отныне возможна только при условии применения РРО.

Постановление № 984 вступило в силу 20 декабря 2017, кроме подпунктов 2 и 6 п. 2. (по утверждению перечней товаров (услуг) Кабинетом Министров по представлению Мининфраструктуры), которые вступят в силу через 6 месяцев после его опубликования.

 

 

 

Ольга Койчева

юрист АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: РРО, кассовый аппарат

Рейтинг страницы: 4/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Які нововведення чекають на бізнес із прийняттям закону про РРО? (ч.2)

Продовжуючи розгляд змін внесених до Закону України «Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг» (далі – Закон), хотілось акцентувати увагу на деяких питаннях ведення звітності фізичних осіб-підприємців, а також про штрафи, які передбачені за порушення даного Закону.

Отже, які зміни відбудуться у звітності для ФОПів у зв’язку з обов’язком використання РРО?

Які нововведення чекають на бізнес із прийняттям закону про РРО? (ч.1)

Вже більше місяця минуло з моменту опублікування Законів України «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо детінізації розрахунків у сфері торгівлі і послуг» та «Про внесення змін до Закону України «Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг» та інших нормативно-правових актів щодо детінізації розрахунків у сфері торгівлі та послуг (далі – Закони), проте баталії навколо нього до сих пір не вщухають.

Ухвалено Закон України "Про Державний бюджет України на 2020 рік". Чого чекати?

14 листопада 2019 року Веховна Рада ухвалила Закон України "Про Державний бюджет України на 2020 рік"