Доминанта

Санкции с вами прощаются… но не уходят

29 марта 2019

В Украине с 7 февраля 2019 года стартовала валютная либерализация, которая имеет все основания перерасти в валютную революцию в хорошем смысле слова. Более подробно о различных аспектах изменений в валютном законодательстве говорилось в ряде предыдущих статей, размещенных на нашем сайте. Но малозамеченным осталось то, что поистине эпохальные изменения затронули не только сферу валютного регулирования, но и связанную тесно с ней сферу внешнеэкономической деятельности, о чем мы подробнее поговорим в данной статье.

Итак, статьей 16 Закона Украины «О валюте и валютных операциях» была отменена статья 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», которая предусматривала специальные санкции в виде индивидуального режима лицензирования и временного приостановления внешнеэкономической деятельности.

Данные санкции к субъектам внешнеэкономической деятельности применялись весьма непрозрачно, служа при этом источником заработка для чиновников, зачастую являлись непропорциональными в сравнении с допущенными нарушениями и много лет были тяжелыми гирями на ногах у украинских и иностранных участников внешнеэкономических операций. Их отмена однозначно должна улучшить деловой климат в Украине и укрепить торговые связи украинских предприятий и их зарубежных партнеров.

Казалось бы, на этом можно поставить точку как в самом вопросе, так и в этой статье, но есть одно «но».  В Законе Украины «О валюте и валютных операциях» ничего не говорится, что делать с теми санкциями, которые были уже применены к субъектам внешнеэкономической деятельности до вступления данного Закона в силу. Руководствуясь здравым смыслом логично предположить, что поскольку соответствующая норма, которая устанавливала санкции, утратила силу, а Украина декларирует либерализацию ведения предпринимательской деятельности, то все эти санкции должны быть автоматически сняты, в связи с тем, что исчезли правовые основания их применения и законодатель прямо не предусмотрел их дальнейшего сохранения.

Однако Министерство экономического развития и торговли Украины придерживается противоположного мнения. В своем письме №4102-17/4808-05 от 04.02.2019г. оно разъяснило, что ранее примененные санкции остаются. Остаются, несмотря на статью 58 Конституции Украины, которая предусматривает обратное действие нормативно-правовых актов, смягчающих или отменяющих ответственность лица, и которая является нормой прямого действия, по мнению Министерства, для того, чтобы закон имел обратное действие, необходимо прямое указание об этом в самом законе. Что, понятное дело, нивелирует действие норм Конституции Украины.

В обоснование своей позиции Министерство ссылается на решение Конституционного Суда Украины от 09.02.1999г. по делу №1-7/99. В данном решении указано, что положения части первой статьи 58 Конституции Украины о том, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица, нужно понимать так, что оно касается человека и гражданина (физического лица). А соответственно к юридическим лицам данная норма не применяется.

Таким образом, в отношении множества субъектов внешнеэкономической деятельности продолжают применяться специальные санкции, которые зачастую длятся годы, а то и десятилетия. И самостоятельно пересматривать их Министерство экономического развития и торговли Украины не собирается. Это при том, что, например, временное приостановление внешнеэкономической деятельности ранее допускалось на срок не более трех месяцев и продлевалось только по решению суда, либо в дальнейшем мог применяться индивидуальный режим лицензирования. Как в таком случае будет действовать Министерство не совсем ясно, поскольку предыдущий вид санкций заменяется на новый вид санкций, которые должны быть применены на основании норм, утративших силу.

В связи с этим стоит использовать индивидуальный подход в каждом случае применения таких санкций. Возможно имеются и другие основания для их отмены. Но даже если дополнительных оснований нет, все равно рекомендуем тем субъектам внешнеэкономической деятельности, которым они препятствуют работать, обращаться в Министерство экономического развития и торговли Украины с ходатайствами об их отмене, а при отказе рекомендуем тщательно проработать правовую позиции по возникшему спору и обращаться с иском в суд.

Беседков Александр                                                  

адвокат в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Як уникнути банкрутства, якщо бізнес на межі неплатоспроможності?

Скрутний стан економіки України, наслідки карантину, несприятливі погодні умови для аграріїв на сьогодні ставлять підприємства під загрозу банкрутства та повного припинення їх діяльності.

Допомога по частковому безробіттю - квест для роботодавця

«Я вам посылку принёс.

Tолько я вам её не отдам,

 потому что у вас документов нету.

Рано вам ещё документы иметь.»

НОВИЙ ЗАКОН ПРО ЗАПОБІГАННЯ ТА ПРОТИДІЮ ЛЕГАЛІЗАЦІЇ (ВІДМИВАННЮ) ДОХОДІВ, ОДЕРЖАНИХ ЗЛОЧИННИМ ШЛЯХОМ, ФІНАНСУВАННЮ ТЕРОРИЗМУ ТА ФІНАНСУВАННЮ РОЗПОВСЮДЖЕННЯ ЗБРОЇ МАСОВОГО ЗНИЩЕННЯ»: ЩО ЗМІНИТЬСЯ ДЛЯ ПЕРЕСІЧНИХ УКРАЇНЦІВ.

На минулому тижні, а саме 28 квітня 2020 року набрав чинності прийнятий Верховною Радою в грудні 2019 року Закон України «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення».