Доминанта

Санкции с вами прощаются… но не уходят

29 марта 2019

В Украине с 7 февраля 2019 года стартовала валютная либерализация, которая имеет все основания перерасти в валютную революцию в хорошем смысле слова. Более подробно о различных аспектах изменений в валютном законодательстве говорилось в ряде предыдущих статей, размещенных на нашем сайте. Но малозамеченным осталось то, что поистине эпохальные изменения затронули не только сферу валютного регулирования, но и связанную тесно с ней сферу внешнеэкономической деятельности, о чем мы подробнее поговорим в данной статье.

Итак, статьей 16 Закона Украины «О валюте и валютных операциях» была отменена статья 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», которая предусматривала специальные санкции в виде индивидуального режима лицензирования и временного приостановления внешнеэкономической деятельности.

Данные санкции к субъектам внешнеэкономической деятельности применялись весьма непрозрачно, служа при этом источником заработка для чиновников, зачастую являлись непропорциональными в сравнении с допущенными нарушениями и много лет были тяжелыми гирями на ногах у украинских и иностранных участников внешнеэкономических операций. Их отмена однозначно должна улучшить деловой климат в Украине и укрепить торговые связи украинских предприятий и их зарубежных партнеров.

Казалось бы, на этом можно поставить точку как в самом вопросе, так и в этой статье, но есть одно «но».  В Законе Украины «О валюте и валютных операциях» ничего не говорится, что делать с теми санкциями, которые были уже применены к субъектам внешнеэкономической деятельности до вступления данного Закона в силу. Руководствуясь здравым смыслом логично предположить, что поскольку соответствующая норма, которая устанавливала санкции, утратила силу, а Украина декларирует либерализацию ведения предпринимательской деятельности, то все эти санкции должны быть автоматически сняты, в связи с тем, что исчезли правовые основания их применения и законодатель прямо не предусмотрел их дальнейшего сохранения.

Однако Министерство экономического развития и торговли Украины придерживается противоположного мнения. В своем письме №4102-17/4808-05 от 04.02.2019г. оно разъяснило, что ранее примененные санкции остаются. Остаются, несмотря на статью 58 Конституции Украины, которая предусматривает обратное действие нормативно-правовых актов, смягчающих или отменяющих ответственность лица, и которая является нормой прямого действия, по мнению Министерства, для того, чтобы закон имел обратное действие, необходимо прямое указание об этом в самом законе. Что, понятное дело, нивелирует действие норм Конституции Украины.

В обоснование своей позиции Министерство ссылается на решение Конституционного Суда Украины от 09.02.1999г. по делу №1-7/99. В данном решении указано, что положения части первой статьи 58 Конституции Украины о том, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица, нужно понимать так, что оно касается человека и гражданина (физического лица). А соответственно к юридическим лицам данная норма не применяется.

Таким образом, в отношении множества субъектов внешнеэкономической деятельности продолжают применяться специальные санкции, которые зачастую длятся годы, а то и десятилетия. И самостоятельно пересматривать их Министерство экономического развития и торговли Украины не собирается. Это при том, что, например, временное приостановление внешнеэкономической деятельности ранее допускалось на срок не более трех месяцев и продлевалось только по решению суда, либо в дальнейшем мог применяться индивидуальный режим лицензирования. Как в таком случае будет действовать Министерство не совсем ясно, поскольку предыдущий вид санкций заменяется на новый вид санкций, которые должны быть применены на основании норм, утративших силу.

В связи с этим стоит использовать индивидуальный подход в каждом случае применения таких санкций. Возможно имеются и другие основания для их отмены. Но даже если дополнительных оснований нет, все равно рекомендуем тем субъектам внешнеэкономической деятельности, которым они препятствуют работать, обращаться в Министерство экономического развития и торговли Украины с ходатайствами об их отмене, а при отказе рекомендуем тщательно проработать правовую позиции по возникшему спору и обращаться с иском в суд.

Беседков Александр                                                  

адвокат в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Публичный договор в торговле через интернет

В силу всё более широкого распространения торговли через интернет у предпринимателей, практикующих такой бизнес, всё чаще стали возникать вопросы относительно правильного и корректного с точки зрения действующего законодательства оформления коммерческих предложений на своих веб-сайтах. И здесь безусловным подспорьем для них выступает институт старого доброго публичного договора.

Медиация в Украине. Работа на эффективный результат.

В последние пять лет в Украине достаточно активно преодолевает свой начальный путь институт альтернативного разрешения споров, который имеет название «Медиация».

Проверки по соблюдению законодательства о труде

Последние годы государство постоянно декларирует курс на улучшение инвестиционного климата и снижение давления на бизнес со стороны контролирующих органов. Однако декларации и реальность часто расходятся в реальности. Так, количество контролирующих органов, которые могут проверять бизнес остается достаточно большим, при этом требования многих норм заимствованных еще из времен СССР часто выполнить для малого бизнеса просто не реально.