Доминанта

Санкции санкциям рознь

20 июня 2018

Правовой институт специальных санкций за нарушения во внешнеэкономической деятельности давно известен украинскому законодательству – еще со времени принятия в 1991 году Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Изначально список санкций, предусмотренных ст. 37 данного Закона, был шире, однако из их числа со временем исключили антидемпинговые процедуры, урегулировав их применение отдельными законами, а наложение штрафа в качестве меры наказания не получило своего практического применения. Остались только два вида специальных санкций – индивидуальный режим лицензирования и временное прекращение внешнеэкономической деятельности на срок до 3 месяцев, с последующим переводом на индивидуальный режим лицензирования.

Данные санкции применяются по решению Министерства экономического развития и торговли Украины к субъектам внешнеэкономической деятельности за нарушения Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» и связанных с ним законов, а также при проведении действий, которые могут навредить интересам национальной экономической безопасности.

Однако кроме указанных, уже хорошо знакомых санкций, с недавних пор в Украине в сфере внешнеэкономической деятельности стали применяться и другие виды санкций, по содержанию весьма схожие на вышеупомянутые, но регулируемые совсем другим законодательством, а именно -  Законом Украины «О санкциях» (далее – Закон), принятым в 2014 году после аннексии Крыма Россией.

Как следует из указанного Закона, санкции по нему применяются в качестве ограничительных мер в сфере защиты национальной безопасности и вводятся Украиной в отношении иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, а также юридических лиц, находящихся под контролем иностранных юридических лиц или физических лиц-нерезидентов и против субъектов, осуществляющих террористическую деятельность. То есть данный Закон устанавливает меры наказания в первую очередь в отношении иностранных контрагентов, а также в отношении тех украинских субъектов хозяйствования, которые находятся под иностранным контролем.

Согласно ст. 3 Закона, основаниями для введения санкций являются действия иностранных государств, юридических и физических лиц, иных субъектов, которые создают реальные или потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, содействуют террористической деятельности или нарушают права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства, приводят к оккупации территории, экспроприации или ограничению права собственности, причинению имущественных потерь, созданию препятствий для стабильного экономического развития, полноценного осуществления гражданами Украины принадлежащих им прав и свобод.

В соответствии со ст. 4 данного Закона, в качестве ограничительных мер могут быть применены, например, санкции в виде ограничения торговых операций, блокировки активов, прекращения выполнения экономических и финансовых обязательств и другие санкции экономического характера. Все эти меры напрямую влияют на внешнеэкономическую деятельность субъектов хозяйствования. Так, например ограничение торговых операций означает полное приостановление всех торговых операций с иностранным юридическим лицом, к которому применены санкции.

В связи с тем, что санкции, предусмотренные данным Законом, вводятся не за нарушение порядка ведения внешнеэкономической деятельности, а по другим основаниям, носящим скорее внешнеполитический характер, на них не распространяется действие Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». В том числе, не применяются нормы ст. 37 Закона «О внешнеэкономической деятельности» касательно специальных санкций, согласно которых иностранный субъект хозяйствования для осуществления внешнеэкономической операции обязан на каждую такую операцию получать индивидуальную лицензию и таким образом может продолжать вести, хоть и с существенными ограничениями, внешнеэкономическую деятельность с украинскими субъектами хозяйствования.

В соответствии со ст. 5 Закона, решение о применении санкций персонального характера принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины и вводится в действие Указом Президента Украины. Данное решение вступает в силу с момента издания Указа Президента Украины и является обязательным к исполнению. Если санкции носят не персональный характер, а применены против иностранного государства либо против неопределенного круга лиц с общим видом деятельности (секторальные санкции), то решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, кроме введения его в действие Указом Президента Украины, также должно быть утверждено постановлением Верховной Рады Украины и только после этого данное решение вступает в силу и становится обязательным к исполнению.

Также важной особенностью Закона Украины «О санкциях» является то, что основанием для  применения санкций, установленных данным Законом, могут являться резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, решения и регламенты Совета Европейского Союза.

Контроль за выполнением и мониторингом эффективности последних санкций, введенных в мае 2018 года Указом Президента Украины, возлагался на секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, а также на Кабинет Министров Украины, Службу безопасности Украины и Национальный банк Украины.

Однако никакого специального механизма реализации санкций, общего для всех органов государственной власти, законодательство не устанавливает, поэтому каждым контролирующим органом санкции применяются самостоятельно, исходя из принадлежащих им полномочий и руководствуясь содержанием соответствующих решений Совета национальной безопасности и обороны Украины касательно перечня попавших под санкции лиц и государств и видов санкций, примененных к ним. А такое положение вещей создает благодатное поле для произвола и коррупции со стороны чиновников, поскольку даже не всегда есть отраслевой нормативный акт, регулирующий порядок применения Закона тем или иным органом власти.

Только Национальным банком Украины было принято постановление №654 от 01.10.2015г., которое обязало банки остановить финансовые операции лиц, попавших под санкции и заблокировать их средства на банковских счетах. Кроме того, на рассмотрении Кабинета Министров Украины находится проект его постановления «О реализации и мониторинге выполнения персональных специальных экономических и иных ограничительных мер (санкций) касательно прекращения предоставления телекоммуникационных услуг», который пока правительством не принят.

Также следует отметить, что суровость закона в данном случае компенсируется возможностью его не выполнять без особых последствий за неисполнение. Так, например, широкий общественный резонанс приобрели случаи обхода персональных санкций, наложенных на ПАО «КАМАЗ», который тем не менее после их введения в 2016 году через аффилированные структуры беспрепятственно поставлял свою продукцию в Украину или случаи закупок за бюджетные средства на ресурсе Prozorro автобусов производства ПАО «Павловский автобусный завод», который тоже на тот момент уже находился под санкциями.

Подытожив сказанное, отметим, что указанные ограничения применяются непосредственно к субъектам, указанным в соответствующем решении Совета национальной безопасности и обороны Украины, а не к другим субъектам хозяйствования, поставляющим сходную или такую же продукцию. По всей видимости, для избежания отказов таможенных органов Украины в таможенном оформлении соответствующей продукции достаточно было, чтобы ее поставщиком выступал субъект хозяйствования, название и местонахождение которого отличались от соответствующих данных попавшего под санкции субъекта.

Кроме того, отсутствует специальная норма, устанавливающая ответственность за несоблюдение санкций, введенных решением Совета национальной безопасности и обороны Украины, поэтому к их нарушителям могут быть применены меры ответственности, установленные тем или иным отраслевым законодательством, и то только при наличии состава соответствующего правонарушения.

Стоит надеяться, что если уж был принят такой Закон, актуальность которого конечно не вызывает никаких сомнений, то государство все же детально урегулирует механизм его выполнения, поскольку в самом Законе он не установлен, а по сути оставлен на откуп различных контролирующих органов, что вносит путаницу и сумятицу в деятельность большого числа украинских субъектов хозяйствования. Кстати, именно такое поручение о подготовке предложений по внесению изменений в законодательство, с целью урегулировать данный вопрос, дал Президент Украины Кабинету Министров Украины в своем последнем Указе, которым вводились в действие очередные санкции.

 

 

Беседков Александр                                                  

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги: санкции, внешнеэкономическая деятельность

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


В Одессе прокуратура возвращает себе функцию общего надзора, сама, как может.

В последние дни многие одесские предприниматели получили такие вот «письма счастья».

Захист авторських прав на похідний музичний твір

Проблема захисту авторських прав актуальна не тільки для України, але і для світового співтовариства.

Як будуть перевіряти працевлаштування інвалідів?

Нещодавно Кабінет Міністрів України своєю постановою  від 05 червня 2019 р.  № 466 змінив Порядок проведення перевірки підприємств, установ, організацій та фізичних осіб, які використовують найману працю.