Доминанта

Специальное досудебное расследование уголовных правонарушений

16 мая 2016

На сегодняшний день  законодатель предоставил возможность осуществления специального предварительного расследования и специального судебного производства (in absentia) в отношении подозреваемых (обвиняемых), скрывающихся на временно оккупированной территории Украины или в районе проведения антитеррористической операции.

В соответствии с положениями ст.2971 УПК, специальное досудебное расследование (in absentia) осуществляется по общим правилам досудебного расследования, предусмотренными УПК, с учетом положений главы 241 Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Специальное досудебное расследование осуществляется на основании постановления следственного судьи в уголовном производстве в отношении преступлений, предусмотренных статьями 109, 110, 110-2, 111, 112, 113, 114, 114-1, 115, 116, 118, частями второй - пятой статьи 191 (в случае злоупотребления должностным лицом своим служебным положением), статьями 209, 258, 258-1, 258-2, 258-3, 258-4, 258-5, 348, 364, 364-1, 365, 365-2 , 368, 368-2, 368-3, 368-4, 369, 369-2, 370, 379, 400, 436, 436-1, 437, 438, 439, 440, 441, 442, 443, 444, 445 , 446, 447 Уголовного кодекса Украины, в отношении подозреваемого, кроме несовершеннолетнего, скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и объявлен в межгосударственный и / или международный розыск.

Следовательно, при наличии оснований определенных ч.2 ст.2971 УПК, прокурор или следователь по согласованию с прокурором составляют ходатайство о проведении специального досудебного расследования, которое подается следственному судье местного суда первой инстанции, в пределах территориальной юрисдикции которого находится орган досудебного расследования, ведущий досудебное расследование по которому подается такое ходатайство. В ходатайстве должны быть указаны сведения об объявлении лица в межгосударственный и/или международный розыск и изложение обстоятельств о том, что подозреваемый скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности.

К ходатайству могут прилагаться копии материалов уголовного производства (в отдельных случаях должны быть добавлены обязательно), которые содержат сведения, подтверждающие обстоятельства, изложенные в ходатайстве.

Срок рассмотрения ходатайства о проведении специального предварительного расследования следственным судьей – до десяти дней со дня его поступления в суд. Ходатайство рассматривается с обязательным участием лица, подавшего ходатайство (следователя или прокурора) и защитника.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 52 УПК Украины, в отношении лиц, относительно которых осуществляется специальное досудебное расследование или специальное судебное разбирательство, участие защитника является обязательным с момента принятия соответствующего процессуального решения. Если подозреваемый самостоятельно не привлек защитника, следственный судья обязан принять необходимые меры для привлечения защитника.

Решая вопрос об осуществлении специального досудебного расследования, следственный судья должен удостовериться в наличии фактических оснований для принятия такого решения.

При наличии и доказанности стороной обвинения оснований определенных ст.2971 УПК, следственный судья выносит постановление о предоставлении разрешения на проведение специального досудебного расследования. При рассмотрении ходатайства следственный судья вправе по ходатайству сторон уголовного производства или по собственной инициативе заслушать любого свидетеля или исследовать любые материалы, имеющие значение для решения вопроса о проведении специального досудебного расследования.

Следственный судья отказывает в удовлетворении ходатайства о проведении специального предварительного расследования, если прокурор, следователь не докажет, что подозреваемый скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и объявлен в межгосударственный и / или международный розыск. Если в деле несколько подозреваемых, следственный судья выносит постановление только в отношении тех подозреваемых, в отношении которых существуют обстоятельства, предусмотренные частью второй статьи 2971 УПК.

Повторное обращение с ходатайством о проведении специального досудебного расследования к следственному судьи в одном уголовном производстве не допускается, кроме случаев наличия новых обстоятельств, которые подтверждают, что подозреваемый скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и объявлен в межгосударственный и / или международный розыск. Копия постановления направляется прокурору, следователю и защитнику.

Если основания для вынесения следственным судьей постановления о специальном досудебное расследование перестали существовать, дальнейшее досудебное расследование осуществляется по общим правилам, предусмотренным УПК. Сведения об осуществлении специального предварительного расследования вносятся в Единый реестр досудебных расследований.

Повестки о вызове подозреваемого при проведении специального предварительного расследования направляются по последнему известному месту его жительства или пребывания. Повестки о вызове обязательно публикуются в средствах массовой информации общегосударственной сферы распространения. Объявления также публикуется на официальных сайтах органов, проводящих досудебное расследование в уголовном производстве, в которых планируется осуществлять специальное досудебное расследование. После того, как повестка о вызове опубликована в общегосударственных средствах массовой информации, подозреваемый считается надлежащим образом уведомлен о вызове и ознакомленным с ее содержанием. Копии процессуальных документов, подлежащих вручению подозреваемому, направляются его защитнику.

 

Криворучко Виктория

адвокат ОА «АФ «ДОМИНАНТА»

Теги: уголовное производство, судья, Уголовный кодекс

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Життя після скасування мораторію на валютні кредити

Вже зовсім скоро, 21.10.2019 року, буде введений в дію Кодекс з процедур банкрутства. Після одного року з дня введення в дію цього нормативно-правового акту, з 21.10.2020 року, втратить чинність ЗУ «Про мораторій на стягнення майна громадян України, наданого як забезпечення кредитів в іноземній валюті». Це означає, що введений у 2014 році мораторій, який дозволяв тимчасово не платити валютному позичальнику за іпотечні кредити і при цьому почуватись у відносній безпеці, відійде у минуле.

Спрощений порядок отримання громадянства для іноземців

25 серпня 2019 року набуде чинності ЗУ «Про внесення змін до деяких законів України щодо правового статусу іноземців та осіб без громадянства, які брали участь у захисті територіальної цілісності та недоторканності України» (надалі – Закон).

Згаданий нормативно-правовий акт вносить зміни в ЗУ «Про правовий статус іноземців та осіб без громадянства», і вже з 25 серпня 2019 року іноземці та особи без громадянства, які надавали посильну допомогу на території проведення антитерористичної операції зможуть протягом шести місяців з дня набрання чинності нового Закону звернутись до Міграційної служби України із заявою про оформлення посвідки на тимчасове проживання строком на 3 роки.  

До них відносяться: іноземці та особи без громадянства, які надавали інструкторську допомогу, а також які брали участь у виконанні бойових або службових завдань антитерористичної операції та/або заходів із забезпечення національної безпеки і оборони, відсічі і стримування збройної агресії Російської Федерації у Донецькій та Луганській областях.

Наслідки перевищення обсягів доходу «спрощенців»

Серед найпоширеніших порушень, які виявляє ДФС під час перевірок ФОПів-єдинників одне з перших місць займає недотримання умов перебування на спрощеній системі оподаткування. Для кожної з трьох груп платників єдиного податку, які передбачені ПКУ для фізичних осіб, встановлено окремі критерії, одним з яких являється граничний обсяг доходу, який ФОП-єдинник може отримати протягом календарного року. Далі в статті більш детально зупинимось на даних обмеженнях та розглянемо, які подальші кроки ФОП - платника ЄП у разі перевищення обсягу доходу, визначеного для платника відповідної групи.