Доминанта

Специальное досудебное расследование уголовных правонарушений

16 мая 2016

На сегодняшний день  законодатель предоставил возможность осуществления специального предварительного расследования и специального судебного производства (in absentia) в отношении подозреваемых (обвиняемых), скрывающихся на временно оккупированной территории Украины или в районе проведения антитеррористической операции.

В соответствии с положениями ст.2971 УПК, специальное досудебное расследование (in absentia) осуществляется по общим правилам досудебного расследования, предусмотренными УПК, с учетом положений главы 241 Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Специальное досудебное расследование осуществляется на основании постановления следственного судьи в уголовном производстве в отношении преступлений, предусмотренных статьями 109, 110, 110-2, 111, 112, 113, 114, 114-1, 115, 116, 118, частями второй - пятой статьи 191 (в случае злоупотребления должностным лицом своим служебным положением), статьями 209, 258, 258-1, 258-2, 258-3, 258-4, 258-5, 348, 364, 364-1, 365, 365-2 , 368, 368-2, 368-3, 368-4, 369, 369-2, 370, 379, 400, 436, 436-1, 437, 438, 439, 440, 441, 442, 443, 444, 445 , 446, 447 Уголовного кодекса Украины, в отношении подозреваемого, кроме несовершеннолетнего, скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и объявлен в межгосударственный и / или международный розыск.

Следовательно, при наличии оснований определенных ч.2 ст.2971 УПК, прокурор или следователь по согласованию с прокурором составляют ходатайство о проведении специального досудебного расследования, которое подается следственному судье местного суда первой инстанции, в пределах территориальной юрисдикции которого находится орган досудебного расследования, ведущий досудебное расследование по которому подается такое ходатайство. В ходатайстве должны быть указаны сведения об объявлении лица в межгосударственный и/или международный розыск и изложение обстоятельств о том, что подозреваемый скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности.

К ходатайству могут прилагаться копии материалов уголовного производства (в отдельных случаях должны быть добавлены обязательно), которые содержат сведения, подтверждающие обстоятельства, изложенные в ходатайстве.

Срок рассмотрения ходатайства о проведении специального предварительного расследования следственным судьей – до десяти дней со дня его поступления в суд. Ходатайство рассматривается с обязательным участием лица, подавшего ходатайство (следователя или прокурора) и защитника.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 52 УПК Украины, в отношении лиц, относительно которых осуществляется специальное досудебное расследование или специальное судебное разбирательство, участие защитника является обязательным с момента принятия соответствующего процессуального решения. Если подозреваемый самостоятельно не привлек защитника, следственный судья обязан принять необходимые меры для привлечения защитника.

Решая вопрос об осуществлении специального досудебного расследования, следственный судья должен удостовериться в наличии фактических оснований для принятия такого решения.

При наличии и доказанности стороной обвинения оснований определенных ст.2971 УПК, следственный судья выносит постановление о предоставлении разрешения на проведение специального досудебного расследования. При рассмотрении ходатайства следственный судья вправе по ходатайству сторон уголовного производства или по собственной инициативе заслушать любого свидетеля или исследовать любые материалы, имеющие значение для решения вопроса о проведении специального досудебного расследования.

Следственный судья отказывает в удовлетворении ходатайства о проведении специального предварительного расследования, если прокурор, следователь не докажет, что подозреваемый скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и объявлен в межгосударственный и / или международный розыск. Если в деле несколько подозреваемых, следственный судья выносит постановление только в отношении тех подозреваемых, в отношении которых существуют обстоятельства, предусмотренные частью второй статьи 2971 УПК.

Повторное обращение с ходатайством о проведении специального досудебного расследования к следственному судьи в одном уголовном производстве не допускается, кроме случаев наличия новых обстоятельств, которые подтверждают, что подозреваемый скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и объявлен в межгосударственный и / или международный розыск. Копия постановления направляется прокурору, следователю и защитнику.

Если основания для вынесения следственным судьей постановления о специальном досудебное расследование перестали существовать, дальнейшее досудебное расследование осуществляется по общим правилам, предусмотренным УПК. Сведения об осуществлении специального предварительного расследования вносятся в Единый реестр досудебных расследований.

Повестки о вызове подозреваемого при проведении специального предварительного расследования направляются по последнему известному месту его жительства или пребывания. Повестки о вызове обязательно публикуются в средствах массовой информации общегосударственной сферы распространения. Объявления также публикуется на официальных сайтах органов, проводящих досудебное расследование в уголовном производстве, в которых планируется осуществлять специальное досудебное расследование. После того, как повестка о вызове опубликована в общегосударственных средствах массовой информации, подозреваемый считается надлежащим образом уведомлен о вызове и ознакомленным с ее содержанием. Копии процессуальных документов, подлежащих вручению подозреваемому, направляются его защитнику.

 

Криворучко Виктория

адвокат ОА «АФ «ДОМИНАНТА»

Теги: уголовное производство, судья, Уголовный кодекс

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Проект ЗУ «Про працю»: чергова спроба оновлення законодавства

Буквально в останні дні минулого року Кабінет міністрів України встиг подати до Верховної ради проект ЗУ «Про працю» (надалі – Проект). Він має замінити прийнятий ще у 1971 році КЗпП, а також ЗУ «Про оплату праці», ЗУ «Про відпустки» та низку інших нормативно правових актів, в томі числі і тих, що були прийняті ще в СРСР та УРСР з питань трудових відносин. Наприклад, закон про житлово-комунальні послуги пропонують доповнити положенням, відповідно до якого право на отримання пільг та субсидій буде скасовуватись у разі встановлення судом факту виконання особою роботи (надання послуг) без укладення трудового договору.

В Новий рік з новими законами

Пропонуємо до вашої уваги традиційну щорічну публікацію про законодавчі новели нового року. Які законодавчі зміни приніс нам 2020 рік та чого чекати українцям в новому році розглянемо детально в даній статті.   

  1. Соціальні показники

Із 1 січня законом про Держбюджет на 2020 рік установлено розміри прожиткового мінімуму для працездатних осіб: із 1 січня – 2 102 грн, із 1 липня – 2 197 грн, із 1 грудня – 2 270 грн. Місячний розмір мінімальної заробітної плати становить 4 723 грн, погодинний – 28,31 грн. Податкова соціальна пільга в місяць – звичайна - 1051,0 грн.

Адвокати в Україні ще з 2010 року являються суб’єктами фінмоніторингу

Чи не кожний вже натрапив у стрічці новин на «тривожне нововведення» - закон поклав на адвокатів функції суб’єкта первинного фінансового моніторингу.

Автори цих новин посилаються на прийнятий 6 грудня 2019 року Закон України № 361-IX «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення» (далі –Закон 361-IX), який з 28 квітня 2020 року вступить в силу.