Доминанта

STOP POLICE. Табу на использование наименования и признаков принадлежности к полиции

6 мая 2019

Пока граждане нашей страны наслаждаются майскими праздниками, 2 мая вступили в силу новые изменения принятые ВРУ согласно Закона Украины № 2584-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования наименования и признаков принадлежности к Национальной полиции Украины» от 02.10.2018 г. (далее – новый Закон).

Инициатором нововведения послужила необходимость встать на защиту авторитета полиции, а именно наименования и признаков принадлежности.

Согласно нового Закона, уже с конца 2018 года в Законе Украины «О Национальной полиции» действует новая правовая норма статьи 5-1 «Использование наименования и признаков принадлежности к полиции», которая определяет признаки принадлежности к полиции и порядок их использования.

Признаки принадлежности полиции это:

  • символика полиции (эмблема Национальной полиции Украины, флаг Национальной полиции Украины и служебные флаги подразделений, служебные флаги территориальных органов, научно-исследовательских учреждений Национальной полиции Украины);
  • униформа полицейских;
  • специальные звания;
  • ведомственные награды;
  • специальный жетон;
  • служебное удостоверение полицейского.

Использование наименования полиции или производных от наименования, в том числе изложенных на иностранном языке, признаков принадлежности к полиции осуществляется полицией, а в других случаях - по решению руководителя полиции.

Вместе с этим, со 2 мая 2019 года начала действие вторая сопутствующая предыдущей норма, которая устанавливает ответственность за нарушение порядка и неправомерного использования признаков принадлежности к полиции – статья 184-3 КоАП «Незаконное использование наименования и признаков принадлежности к Национальной полиции Украины».

Вышеуказанная статья устанавливает ответственность за нарушения новых правил и устанавливает штраф, который варьирует от одного до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, что составляет от 17 000,00 грн. до 85 000,00 грн., в зависимости от правовой квалификации административного правонарушения.

Что интересного в новых правилах, так это то, что ч. 3 ст. 5-1 ЗУ «О НП» устанавливает прямой запрет на использование наименования и признаков принадлежности физическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, физическими лицами - предпринимателями, а также общественными объединениями.

Законодатель установил, что наименование не может быть использовано, в том числе на иностранном языке, на одежде, транспортных средствах, зданиях, бланках документов.  

Однако, согласно ч. 1 ст. 184-3 КоАП состав правонарушения выражается в незаконном использовании физическим лицом признаков принадлежности к Национальной полиции Украины при отсутствии признаков деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Украины, или незаконном использовании физическим лицом на транспортном средстве наименования Национальной полиции Украины или производных от него, в том числе изложенных на иностранном языке.

Вышеизложенная редакция статьи специального закона не устанавливает точное определение «незаконного использования», а говорит о том, что ответственность физических лиц за нарушение наступает, в случае незаконного использования признаков принадлежности в целом или же за незаконное использование наименования на транспортном средстве. 

В свою очередь, ч. 2 ст. 184-3 КоАП более содержательная, и устанавливает ответственность всем остальным субъектам дополняя состав «незаконного использования» указанной группе лиц, тем самым уточняя следующим положением: «…в том числе изложенных на иностранном языке, на одежде, транспортных средствах, зданиях , бланках документов, в наименовании при отсутствии признаков деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Украины».

С вышеизложенного следует, что ответственность лиц указанных в ч. 2 за незаконное использование наступает в том числе, если наименование изложено на иностранном языке, на одежде, транспортных средствах, зданиях, бланках документов, чего нельзя сказать о физических лицах исходя из редакции ч. 1 ст. 184-3 КоАП.

Таким образом, законодатель, устанавливая огромные санкции не определил «рамки» состава правонарушения для физических лиц, что в будущем может вызвать неоднозначность и разногласия с определением деяния правонарушения, привлечения лиц к ответственности и создания судами единства практики в таких категориях дел.

 Виктория Пинчук

 адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.